Оба стихотворения рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью, есть общие образы — тучи, есть антитеза: тьма — свет.
В стихотворении «По горам две хмурых тучи...» изображен летний горный пейзаж. Он, в отличие от пейзажа, изображенного в стихотворении «Посмотри — какая мгла...», динамичен — это впечатление создают глаголы движения, действия: блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, грянул, засмеялось, сказалась, вздохнула, не смели повторить, улеглись и обомлели — так постепенно нарастает и успокаивается действие.
Персонажи противопоставлены с самого начала, еще с заглавия. Необычная деталь портрета — запах: от толстого пахло хересом и флердоранжем, от тонкого — ветчиной и кофейной гущей. Изысканные запахи антонимичны приземленным, гастрономическим. Если в портрете толстого Чехову достаточно вьщелить только одну деталь — масляные губы — и дать яркое сравнение (лоснящиеся, как спелые вишни), то портрет тонкого дополняют его жена и сын. Кроме того, тонкий просто «завален» чемоданами, узлами, картонками, однако они не добавляют ему веса. Эти чемоданы, узлы, картонки появляются еще раз в конце рассказа и ведут себя так же, как их хозяин: «съежились, поморщились». То ли вещи похожи на человека, то ли человек - на вещи...
тест уже прошел свою проверку