Представители демократической интеллигенции помогали голодающим крестьянам, высказывались за проведение аграрной реформы, выражали сочувствие рабочим-стачечникам. И, естественно, в первую очередь интеллигенция поднимала вопрос о необходимости политических свобод. Прежде всего представители интеллигенции воздействовали на общество своим творчеством, своей гражданской позицией, выступали против социальной несправедливости, беззакония и насилия.
На рубеже XIX—XX вв. студенческое движение за демократизацию порядков в учебных заведениях приобрело антиправительственную направленность. В 1899 г. студенты бастовали с февраля по май. В ответ строптивых студентов начали «забривать» в солдаты. Тогда студенты из университетских центров организовали забастовки и манифестации. Студент П. В. Карпович в знак протеста против репрессий совершил в феврале 1901 г. покушение на министра просвещения Н. ГГ. Бо-голепова, смертельно его ранив. Осенью того же года прошли студенческие демонстрации под лозунгами «Долой самодержавие!» и «Да здравствует политическая свобода!». Не только студенты, но и учащаяся молодёжь средних учебных заведений втягивалась в политическую борьбу.
В 1902 г. за рубежом начал выходить нелегальный журнал «Освобождение», ставший
органом либерального движения в России. Целью этого движения была провозглашена «борьба за всестороннее освобождение нашей родины от полицейского гнёта, за свободу русской личности и русского общества». Редактор журнала — П. Б. Струве, внук основателя Пулковской обсерватории В. Я. Струве и сын пермского губернатора, популярный экономист и публицист, на страницах «Освобождения» развивал мысль о том, что главной силой освободительного движения в России должны быть либералы. Струве выдвинул лозунг «Права и властное всероссийское земство!».
Закон о выборах в Государственную думу, подготовленный правительством С. Ю. Витте, был издан ещё в декабре 1905 г., в разгар Московского вооружённого восстания. Дума избиралась сроком на пять лет и могла быть распущена императором. При этом одновременно должны были быть назначены новые выборы и определено время созыва новой Думы. Выборы в Думу были многостепенными и неравными. Все избиратели делились на четыре курии (разряда): землевладельцы, горожане, крестьяне, рабочие. По куриям избирались губернские выборщики. При этом один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян, 90 тыс. рабочих. Выборщики губернских собраний выдвигали депутатов в Думу. Женщины и более половины мужского населения страны не получили избирательных прав.
Дума принимала законы (затем они проходили через Государственный совет и утверждались императором), выступала с законодательной инициативой, утверждала государственный бюджет, штаты и сметы различных ведомств и заслушивала отчёт представителя государственного контроля об их исполнении. Кроме того, она могла обращаться с запросами к министрам.
В перерывах между сессиями Думы или в случае её роспуска император мог сам принимать законодательные акты, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере». Однако он не имел права вносить изменения в Основные государственные законы, в положения о Государственном совете и Государственной думе, в постановления о выборах в Совет или Думу.
Отдельная глава Основных государственных законов была посвящена правам и обязанностям граждан. Открывалась она статьёй об обязанностях, к которым были отнесены воинская повинность и уплата налогов и пошлин. Законом устанавливалась неприкосновенность собственности. Статья 76 гласила: «Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства».
В Основных государственных законах провозглашалась свобода собраний, слова, создания обществ и союзов, вероисповедания — в пределах, не противоречащих законам. Устанавливалось также, что никто не может подвергаться преследованию за преступные деяния, задержанию под стражей, суду и наказанию «иначе, как в порядке, законом определённом».
тест уже прошел свою проверку