В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, "мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры. Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры. Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.
За годы правления Петра построено более 200 новых мануфактур и заводов), но в то же время русская промышленная экономика изначально была лишена конкуренции, ориентирована не на рынок, а на госзаказ. Это порождало застойные явления – зачем совершенствовать качество, расширять производство, если власти все равно купят товар по гарантированной цене? Поэтому оценка результатов экономической политики Петра I не может быть однозначной. Да, была создана промышленность западного, буржуазного образца, позволившая стране стать равноправным участником всех политических процессов в Европе и мире. Но сходство с Западом затрагивало только технологическую сферу. В социальном плане русские мануфактуры и фабрики не знали буржуазных отношений. Тем самым Петр в определенной степени решил технические задачи буржуазной революции без ее социальных составляющих, без создания классов буржуазного общества. Это обстоятельство обусловило серьезнейшие перекосы в экономическом развитии страны, на преодоление которых пришлось потратить много десятков лет. Наиболее ярким примером подобных экономических «извращений» является учреждение в 1721 г. «посессионных мануфактур» - предприятий, на которых вместо наемных рабочих работали крепостные крестьяне, приписанные к данной мануфактуре.
За годы правления Петра построено более 200 новых мануфактур и заводов), но в то же время русская промышленная экономика изначально была лишена конкуренции, ориентирована не на рынок, а на госзаказ. Это порождало застойные явления – зачем совершенствовать качество, расширять производство, если власти все равно купят товар по гарантированной цене? Поэтому оценка результатов экономической политики Петра I не может быть однозначной. Да, была создана промышленность западного, буржуазного образца, позволившая стране стать равноправным участником всех политических процессов в Европе и мире. Но сходство с Западом затрагивало только технологическую сферу. В социальном плане русские мануфактуры и фабрики не знали буржуазных отношений. Тем самым Петр в определенной степени решил технические задачи буржуазной революции без ее социальных составляющих, без создания классов буржуазного общества. Это обстоятельство обусловило серьезнейшие перекосы в экономическом развитии страны, на преодоление которых пришлось потратить много десятков лет. Наиболее ярким примером подобных экономических «извращений» является учреждение в 1721 г. «посессионных мануфактур» - предприятий, на которых вместо наемных рабочих работали крепостные крестьяне, приписанные к данной мануфактуре.
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе,
"мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и
широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на
петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением
Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал
символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном
развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют
"золотым веком" русской культуры.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России.
Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от
передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только
шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в
первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего
времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику
усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали
основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в
общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего
национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко
выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу,
театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812
года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом
других народов России.
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи.
Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который
поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского
искусства.
Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала
художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века"
предшествующего времени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни
Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX
столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных
проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и
средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период,
который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры.
Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения,
обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного
искусства 19 века.