Утверждающееся в Древнерусском государстве православие совершило переворот в культуре, сознании русских людей, в их взглядах на мир. Славянская письменность существовала еще в начале X в., но после принятия христианства грамотность начинает широко распространяться среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было в основном неграмотным.
Основной объем необходимых для жизни знаний давали детям родители. Способных детей отдавали в ученичество. В отдельных случаях образование брала под эгиду княжеская власть.
Представление об уровне знаний могут дать изборники, где кроме богословских проблем помещались статьи по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и грамматике, этике и логике, излагались некоторые философские категории: сущность, случайное, род, вид, количество, качество и т. д. Изборник Святослава 1073 г. — одна из самых больших по величине древнерусских книг.
На Руси читали преимущественно религиозную литературу. Светские произведения занимали в чтении куда более скромное место, хотя на Руси известны были труды юго-западных, восточных авторов, переводились хроники, исторические повести, сборники изречений, естественно-научные сочинения, юридические трактаты.
Появляется и оригинальная русская литература, например «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе» Нестора, «Слово о полку Игореве» и др. В 1037 г. в киевском соборе Святой Софии по повелению Ярослава Мудрого была создана первая на Руси библиотека. К сожалению, ее судьба до сих пор неизвестна.
Кругозор горожан был, конечно, шире, чем селян. Многие посадские люди были грамотны, увлекались веселыми языческими игрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. О широком распространении грамотности свидетельствуют надписи на предметах быта и берестяные грамоты, а насмешливые надписи XI-XII вв. на стенах киевских и новгородских церквей разрушают легенды о повсеместной религиозности средневековья.
Предполагается, что на рисунке изображен бой в Саламинском проливе. Мы видим несколько греческих трирем, а также триремы с флагом персидского войска. Конечно, художник допустил неточность на рисунке. Галеры не вступали в бой с поднятыми мачтами, поскольку при таране она могла сломаться и, падая, убить гребцов самой галеры.
Геродот указывает на то, что корабли греков при Саламине были тяжелее и, соответственно, менее манёвренными по сравнению с вражескими. Современные исследователи объясняют это несколькими факторами: нахождением на триреме помимо команды гребцов как минимум 20 тяжеловооружённых гоплитов (не менее 2 тонн), а также различиями в конструкции. Меньшая манёвренность греческого флота была бы выгодной для персов в открытом море. В условиях же узких проливов больший вес трирем эллинов делал их более устойчивыми, так и менее восприимчивыми к тарану. Флот персов же состоял из кораблей покоренных стран. Так, в битве принимали участие корабли финикийцев и ионийцев. Египетский флот не участвовал в сражении, поскольку он был отправлен заблокировать западный выход из Саламинского пролива.
Тактика морского сражения на Средиземноморье предполагала таранный удар и отход с последующим затоплением протараненного судна. Находившиеся на палубах кораблей воины обменивались выстрелами из луков и бросками дротиков, стремясь уничтожить максимальное количество вражеских воинов и гребцов. Также популярной для галерного боя тактикой был косой удар по борту, когда триера проходилась своим тараном по борту вражеского корабля ломая весла, которые калечили гребцов. Таким образом достигалось снижение подвижности корабля, и он становился легкой добычей для других трирем.
1 кг=1 000 г ⇒ 2 кг=2 000 г
или