Религиозные верования в любой период человеческой истории являются важнейшей частью духовного мира человека, так как определяют его идеалы, нравственные ориентиры и нормы поведения. В этом отношении период X-XII вв. для жителей Великого Новгорода был очень сложным и переломным. Это было время, когда происходила коренная ломка языческих представлений и насаждение нового христианского вероучения.
Принятие нового религиозного мировосприятия предполагает переосмысление прежних ценностных ориентаций, но эти процессы в человеческом сознании происходят очень медленно и постепенно. Следовательно, чтобы это сделать, требуется значительное время. В связи с этим нам представляется интересной попытка выявить роль духовенства в жизни Великого Новгорода X-XII вв. и определить степень его влияния на повседневную жизнь жителей города. Задача эта очень сложна в силу значительной хронологической удаленности данного периода и ограниченности сведений письменных источников. В этой работе мы попытаемся обобщить имеющиеся материалы летописных известий, памятников церковного права, берестяных грамот, агиографической литературы и др.
Владыка (епископ) избирался на вече. Именно выборностью главы Церкви обуславливалась особая роль духовенства. Владыке поручалось хранить казну Новгорода и ведать государственными землями. Также церковный владыка участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами и возглавлял церковный суд.
Взмах крыла состоит из подъема и опускания. Понятно, что самой сильной мышцей должна быть та, которая опускает крыло вниз, – большая грудная. Одним концом она прикреплена к плечевой кости, другим – к особому выросту грудины – килю. Интересно, что и мышца, поднимающая крыло, расположена снизу тела, прямо на грудине, но её сухожилие подходит к плечу сверху. Грудина, рёбра, позвоночник и пояс передних конечностей прочно соединены связками, суставами и мышцами. Вместе они образуют надёжный каркас «летательного аппарата». Позвонки грудного отдела слились в сплошную грудную кость. Крылья стали прочнее за счёт срастания костей пясти и запястья в пряжку, к которой прикрепляются самые длинные перья
Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его занятиях, в главах II, III, IV осуществляется завязка — знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В главе XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, доказывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дружеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне госпожи Дольской. Особенностью этой тургеневской повести о любви является постоянная напряженность действия, динамизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стремятся к разгадке.
Принятие нового религиозного мировосприятия предполагает переосмысление прежних ценностных ориентаций, но эти процессы в человеческом сознании происходят очень медленно и постепенно. Следовательно, чтобы это сделать, требуется значительное время. В связи с этим нам представляется интересной попытка выявить роль духовенства в жизни Великого Новгорода X-XII вв. и определить степень его влияния на повседневную жизнь жителей города. Задача эта очень сложна в силу значительной хронологической удаленности данного периода и ограниченности сведений письменных источников. В этой работе мы попытаемся обобщить имеющиеся материалы летописных известий, памятников церковного права, берестяных грамот, агиографической литературы и др.