24 августа в результате упорного боя и несмотря на героизм солдат и офицеров русскими был потерян Шевардинский редут. Основное сражение развернулось 26 августа.
В 5:30 утра развернулось наступление французской армии – началась канонада, пехотные колонны пошли в атаку по всему фронту, но главный удар был направлен по Багратионовым флешам.
Около 8 часов утра началась наиболее массированная атака на Багратионовы флеши, на которые ценой огромных потерь французы ворвались к 9 часам и только к 10 часам полностью ими овладели.
С 10 до 12 часов несмотря на потерю Багратионовых флешей русский левый фланг продолжал выдерживать массированные французские атаки.
В 12 часов Наполеон отдал приказ о решающем ударе по левому флангу русских с участием гвардии, но у знал об атаке по своим тылам конного корпуса генерала Ф.П. Уварова и казаков атамана М.И. Платова. В результате с 12 до 14 часов гвардия и войска генерала Орнано отражали атаку русских кавалеристов. Решающий удар был отложен и оказался бессмысленным, так как на русский левый фланг успели подойти резервы, но обходной манёвр французам удалось отбить. Уваров и Платов – одни из немногих генералов, не получившие наград за Бородинское сражение, так как не выполнили своей основной задачи. Всё это время основной русский фронт продолжал выдерживать атаки французов.
В 14 часов французы предприняли массированную атаку на находившуюся в центре русских позиций на Курганной высоте батарею Раевского. Наступление удалось отбить, даже несмотря на атаку кирасир с тыла батареи.
Однако к 15 часам французам удалось захватить батарею Раевского. Но русские силы не были разбиты, а отошли на новые позиции.
Вскоре начался дождь, который осложнил дальнейшие атаки французов. Русские ввели в дело все резервы, но и у французов в резерве осталась одна лишь гвардия, которой Наполеон отказался рисковать так далеко от границ Франции.
К 18 часам стемнело и битва прекратилась. Кутузов был воодушевлён стойкостью своей армии, но после подсчёта потерь приказал отступать под покровом темноты.
Опишите чувства двух простых солдат – русского и француза – по ходу Бородинского сражения. На ваш взгляд, чем принципиально отличаются чувства наших соотечественников в этот день?
Русский солдат понимал, что отступать нельзя ни в коем случае, иначе его Родина будет порабощена врагом. Это была правда, Бородинская битва вполне могла стать концом русской армии. Потому русские воины продолжали стоять несмотря на шквальный огонь и яростные атаки неприятеля, хотя под тем же Аустерлицем в таких условиях побежали.
Чувства французского солдата отличались. Он сражался за императора, которого почти боготворил, но не за Родину. Его родная земля находилась далеко и ей ничего не угрожало (на тот момент). Однако он отстаивал честь своей великой страны – хозяйки мира и своего орла, под тенью которого сражался (именно орлы на манер римских, а не полотнища знамён считались символом подразделения).
Сторонник тактики Барклая-де-Толли
Вооружённые силы России по-прежнему рассредоточены. И после соединения 1-й и 2-й армий следует подождать похода полков из Бессарабии и других пополнений. Чем дольше мы ждём, тем больше растут наши силы, в то же время как силы противника не увеличиваются, и даже немного тают, что всегда бывает при продвижении по территории противника. Напротив, генеральное сражение в данный момент может привести к катастрофе: если армия будет разбита наголову и потеряет боеспособность, подкрепления уже ничем не помогу.
Кроме того, приближается зима, к которой французы не готовы – они не думали, что война так сильно затянется, да и вообще не привыкли к нашему климату.
Сторонник тактики Багратиона
Отступление есть позор. Нельзя считать Наполеона таким неоспоримым военным гением, что любая битва против него станет поражением. После соединения наших двух основных армий сил достаточно и Смоленское сражение в достаточной степени это продемонстрировало. Мы оставили город врагу лишь из-за приказа собственного командования, а не под давление неприятеля. Настало время дать решающий бой.
Современный взгляд
История показала, что позиция Барклая-де-Толли была правильной. Но мы не знаем и никогда не узнаем, что было бы, если бы Александр послушался Багратиона. Возможно, русская армия действительно была бы уничтожена. А возможно, она одержала бы победу и враг был бы изгнан за границу без сдачи Москвы.
700м / 100с =7м/с скорость спортсмена
30мин = 1800с
7м/с * 1800с =12600м пробежит за 30 мин