Молекула делится на атомы. Атом состоит из ядра и электронов, а ядро – из протонов и нейтронов. Почему нельзя сказать, что вещества состоят из протонов, электронов и нейтронов?
Естествознание «века гениев», как иногда называют xvii век, достигло своего завершения в научном творчестве исаака ньютона (1643—1727). жизнь, отданная науке. воспитанник колледжа троицы кембриджского университета, занимавший там - кафедру более тридцати лет, холостяк, ньютон полностью отдал себя науке.
правда, его отнюдь нельзя назвать энциклопедистом. хотя времена леонардо да винчи с его потрясающей широтой интересов и деятельности прошли, в xvii в., несмотря на углублявшуюся специализацию знаний и наук, энциклопедисты еще были. лучшим примером того служит лейбниц (о нем ниже). однако сужение научных интересов ньютона во многом объяснялось у него напряжением и глубиной гения, равного которому не знала предшеству-ющая естествознания. основные направления его исследований — оптика, механика, астрономия, объединявшиеся у него — уже на основе — в единую науку, которую он вместе со своим веком именовал «натуральной философией» (philosophia naturalis).
даже по сравнению с галилеем и декартом ньютон демонстрировал исключительный дар прирожденного экспериментатора, умевшего ставить природе проникновенные вопросы, превратившего эксперимент в главное средство ее целеустремленного исследования. при этом от названных великих естествоиспытателей ньютон отличался умением точного осмысления проводимых экспериментов. уже в своих ранних «лекциях по оптике» (впервые читанных в названном колледже в 1669—1671 гг.) ньютон подчеркнул, что владение знанием — первое условие для всякого, кто хочет достичь сколько-нибудь значимого успеха в любом разделе «натуральной философии», будь то оптика, механика, астрономия, или мореплавание. сам ученый в процессе своих изысканий сделал эпохальное открытие дифференциального и интегрального исчисления. исследования в оптике ньютона к открытию дисперсии света (его различной преломляемости), без чего не был бы возможен такой значительный практический результат, как конструирование отражательного телескопа, дававшего значительно большее увеличение, чем телескоп галилея. этот научный подвиг сделал
ньютона (1672) членом лондонского королевского общества. открытие дисперсии имело и огромное мировоззренческое значение. веками и тысячелетиями бесчисленное множество людей воспринимало свет и тьму как естественные, всегда наличные природные противоположности. множество философов античности (особенно принадлежавших к платоновско-неоплатонической линии) трактовали свет как едва ли не главную мировую субстанцию. света, как мы видели, играла первостепенную роль в ренессансной натурфилософии (особенно у патрици). даже декарт первую часть задуманного им естественно-научного сочинения «мир» (так и не осуществленного) назвал «трактат о свете». казалось, что нет более простой и устойчивой мировой субстанции, чем «белый свет». что же касается многих других цветов, то к аристотелю восходила идея, согласно которой каждый из них представляет определенное сочетание белого и черного цветов. теперь же опыты ньютона с преломлением цветов через призму неопровержимо убедили в сложности белой окраски света. белизна оказалась не первоначальной и простой, а составной от красного, желтого, синего, фиолетового и других цветовых оттенков.
еще большее научное и философское значение имели осмысление и формулировка ньютоном принципов нату-ральной философии, в которых он обобщил открытия коперника, галилея, кеплера, декарта. итогом этой грандиозной научной работы стали знаменитые « начала натуральной философии» (лондон, 1687, на лат. которые нередко называют самым произведением за всю естествознания. весьма показателен сам этот заголовок. учебник своей философии, большая часть которого трактовала вопросы , декарт назвал «начала философии». добавив теперь два ограничительных слова в этот картезианский заголовок, ньютон очертил тем самым предмет «натуральной философии». за таким изменением скрывались принципиальные отличия ньютонианской от картезианской, которые будут ясны нам из дальнейшего. достигнув в названном произведении наивысших научных результатов, не прекращая других исследований (в частности, в области ) и в дальнейшем, автор «начал» в последующие десятилетия больше отдавался деятельности практического свойства. так, в 1695 г. он был назначен смотрителем, а с 1699 г.— директором лондонско- го монетного двора. с 1703 г. и до конца жизни ньютон — президент лондонского королевского общества. некоторое время он был и депутатом парламента
Мне очень нравятся произведения знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен. Ее книги известны во всем мире. От произведений Астрид Линдгрен невозможно оторваться, настолько они интересны.
В произведениях А. Линдгрен обычная жизнь тесно переплетается с фантастическими мотивами. Обычные люди могут обладать необыкновенными способностями. Или же обычные люди могут совершенно неожиданно подружиться с необыкновенным существом. Сказочная действительность смело врывается в реальную жизнь, словно веселый Карлсон влетел в комнату Малыша. История о Малыше и Карлсоне может развеселить даже самого грустного человека. Карлсон — прекрасный друг, с ним никогда не бывает скучно. Кто он — человек или необыкновенное существо? Это совершенно неважно, главное, что с ним можно дружить!
В книге «Пеппи Длинный чулок» речь идет о девочке. Буквально с первых страниц мы понимаем, что героиня повести необыкновенна. Пеппи умна, находчива, остроумна. Она умеет за себя постоять, обладает необыкновенной силой и ловкостью. Но, несмотря на необычные способности, Пеппи — настоящий ребенок! Она добра и наивна, любит поиграть и повеселиться. Она живет без присмотра взрослых, но не становится от этого несчастной. Напротив, Пеппи наслаждается своей свободой. Ее жизнь кажется нам яркой, веселой и интересной.
Повесть «Приключения Кале Блумквиста» рассказывает нам о мальчике, который мечтает стать знаменитым сыщиком. Сначала он просто играет, стремясь выследить преступников. Но потом Кале вместе с друзьями на самом деле преследуют настоящего преступника. Эта повесть реалистическая. Дети подвергаются настоящей опасности, но это не может их остановить.
Произведения А. Линдгрен не просто заставляют читателя развеселиться. Они ставят перед нами сложные вопросы — о добре и зле, о порядочности и честности. И, размышляя над этими вопросами, мы становимся лучше, чище, добрее...