Стала появляться знать – бояре. Они выделялись своими жилищами, одеждой, предметами роскоши. Знать выделялась и в Западной Европе. Бояре владели землёй не в составе «мира», а единолично, и могли передавать землю по наследству. Земля появилась в собственности и у церкви. То же происходило с феодалами и католической церковью в Западной Европе. В вотчинах работали зависимые люди – холопы, закупы, рядовичи, челядь, которыми управляли ключники и тиуны во главе с огнищанином. Они похожи на зависимые категории крестьян в Западной Европе – схожи даже пути, которыми они попадали в зависимость.
Доказательства:
- Ярослав приказывал строить новые церкви и основывал монастыри, как это было в обычае у императоров Византии;
- Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке были построены явно в подражание Софийскому собору в Константинополе;
- Ярослав приглашал из Византии создателей книг, икон, фресок и мозаик, они творили и готовили учеников из числа местных жителей;
- при Ярославе был избран первый митрополит Киевский не приехавший из Византии, а из числа местных жителей (по имени Илларион);
- с греческого на церковнославянский переводились многие книги;
- именно при Ярославе в Киеве появились первые (не дошедшие до нас) летописи (правда, по версии академика Б.А. Рыбакова первая летопись составлялась в Киеве ещё в языческие времена докириллическим письмом, но этой гипотезе мало кто верит).