Ona bu ulug' zot Ona bamisol
farishta Onalarimzga bag'shlab juda
ko'p do'stonlar bitilgan Onen bo'lsa
sen olamda eng baxtli inson Ona
alasin tinglab mazmunlik shirin uyqu
kelad Onan bag'rida o'zin ulkan
dog'dek bo'lamiz Onajon bugun
yana sizn esgaoldim va dilimni
tirnayotgan sog'inch soxilidan sizga
uzoq umir tilab duvoga qo'lim
ochdim, Robim ALLAH Onamni o'zin
asra bu yorug' olamda yashab
yurgan Onajonlarimizn o'z panoxinda
asragin, Bu yorug' olamn tark etgan
Onajonlarimizn o'zin dargoxinga
qabul aylagn Do'slarim Onengizn
borida qadiga yetin, bu yorug'olamn
do'slarimni tashlap ketgan olis
osmonda Farishta Onajonlarimizn
Joylarin janatan qilgin Robim Alloh
do'stim sen yig'lama Onen yoninda
senbilan doyimo birga seni ortindan
yuribt yiqilsen voy bolam tur deya
gapiryapt sen eshta olmaysan amo
shun bilginki sen Onajonin
FARISHTA.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Лишь в последнем четверостишии мы чувствуем скрытый лиризм произведения обнаруживает себя в последнем четверостишии. Здесь поэт выражает свои чувства, обманутые любимой. Страдания нищего оттеняют страдания лирического героя, который обманут любимой, как нищий — жестокими людьми. И кажется в простом стихотворении о любви возникает глубокая философская тема отношения людей к страданию другого человека. Любовная лирика Лермонтова, в основном, трагична. Причиной этому была несчастная любовь поэта к Вареньке Лопухиной, которая была его музой и которой он адресовал много стихов (часто они скрывают адресата под буквой «К...»): «Не привлекай меня красой...», «Мы снова встретились с тобой...», «Расстались мы, но твой портрет...» и многие другие.
Поэт видит невозможность счастливых отношений и сознательно удаляется от этой любви от мира, окружая себя романтическим ореолом мученичества:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Недолго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
Отчужденность от мирских страстей подчеркивается поэтом в тексте стихотворения следующей строкой: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом».
Для поэта не существует понятия скоротечной, приземленной любви — это чувство единственно вечно и прекрасно. Иногда он отходит в сторону от своих верований, но эти строки — минутная слабость поэта:
У ног других не забывал
Я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.