издавна у народов сибири сложились традиционные художественные промыслы. декоративное искусство коренных народов носит на себе отпечаток и их судьбы и уходит корнями в далекие времена.
в народном изобразительном искусстве в прошлом не было самостоятельных художественных произведений — оно служило декоративным целям. почти у всех коренных народов сибири была распространена резьба по дереву. резьбой украшалась посуда, деревянные предметы обихода у якутов, бурят. кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и предметов охотничьего снаряжения. древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости.
женщины почти у всех народов занимались украшением одежды — художественные способности высоко ценились ранее при выборе невесты. и мужские и женские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одежде и обуви. аппликацией украшались и войлочные ковры. сейчас эти народные промыслы не имеют промышленного значения, а сохранились в основном при изготовлении сувениров.
«Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил: "Если мне Бог отче, поставлю монастырь в честь пречистойБогоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.