ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЛАТФОРМА
История выделения
В 1894 г. А. П. Карпинский впервые выделил Русскую плиту, понимая под ней часть территории Европы, характеризующуюся стабильностью тектонического режима в течение палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Несколько раньше Эдуард Зюсс в своей знаменитой книге "Лик Земли" также выделил Русскую плиту и Скандинавский щит. В советской геологической литературе плиты и щиты стали считать составными единицами более крупных структурных элементов земной коры — платформ. В 20-х годах нашего века Г. Штилле для обозначения этой платформы употребил термин "Фенносарматия". Позднее А. Д. Архангельский ввел в литературу понятие "Восточно-Европейская платформа", указывая, что в ее составе могут быть выделены щиты и плита (Русская). Это наименование быстро вошло в геологический обиход, и отражено на последней Международной тектонической карте Европы (1982).
Когда в конце века А. П. Карпинский впервые обобщил все геологические данные по Европейской России, на ее территории не было ни одной скважины, достигшей фундамента, да и мелкие скважины насчитывались единицами. После 1917 г. и особенно после Великой Отечественной войны геологическое изучение платформы пошло вперед стремительными темпами, с использованием всех новейших методов геологии, геофизики, бурения. Достаточно сказать, что в настоящее время на территории европейской части СССР располагаются тысячи скважин, вскрывших фундамент платформы, а менее глубокие скважины насчитываются сотнями тысяч. Вся платформа охвачена гравиметрическими и магнитометрическими наблюдениями, а для многих районов имеются данные ГСЗ. В последнее время широко используются космические снимки. Поэтому в настоящее время мы располагаем огромным новым фактическим геологическим материалом, ежегодно пополняющимся.
Границы платформы
Границы Восточно-Европейской платформы чрезвычайно резкие и четкие (рис. 2). Во многих местах она ограничена прямолинейными зонами надвигов и глубинных разломов, которые Н. С. Шатский называл краевыми швами или краевыми системами, отделяющими платформу от обрамляющих ее складчатых сооружений. Однако не во всех местах границы платформы могут быть проведены достаточно уверенно, особенно там, где ее краевые участки глубоко погружены и фундамент не вскрыт даже глубокими скважинами.
Восточная граница платформы, трассируется под позднепалеозойским Предуральским краевым прогибом, начиная от Полюдова Камня, через Уфимское плато к выступу Каратау вплоть до междуречья рек Урал и Сакмара. Герцинские складчатые сооружения Западного склона Урала надвинуты в сторону восточного края платформы. К северу от Полюдова Камня граница поворачивает к северо-западу, проходит вдоль юго-западного склона Тиманского кряжа, далее к южной части Может как-то
Уральские горы имеют длинную и сложную историю. Она начинается ещё в протерозойскую эру — настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. Примерно 3,5 миллиарда лет назад на месте будущих гор произошёл разрыв земной коры, который вскоре достиг глубины более десяти километров. В течение почти двух миллиардов лет этот разлом расширялся, так что примерно 430 миллионов лет назад образовался целый океан, шириной до тысячи километров. Однако вскоре после этого началось сближение литосферных плит; океан сравнительно быстро исчез, а на его месте образовались горы. Произошло это около 300 миллионов лет назад — это соответствует эпохе так называемой герцинской складчатости. Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал — примерно на 300-400 метров.
В настоящее время Уральские горы стабилизировались — крупных движений земной коры здесь не наблюдается. Тем не менее, они и по сей день напоминают людям о своей активной истории: время от времени здесь случаются землетрясения, причём весьма крупные (самое сильное имело амплитуду и было зарегистрировано не так уж и давно — в 1914 году).
Самое сильное землетрясение на Урале вошло в историю под названием Билимбаевское. Оно произошло 17 августа 1914 года на Среднем Урале. Эпицентр землетрясения находился в Билимбае (близ Первоуральска). Сила толчков достигала 6, В домах уральцев ходила ходуном мебель, вылетали стекла, по стенам пошли трещины, разрушались печи. Землетрясение почувствовали жители всего Среднего Урала. Больших разрушений и жертв удалось избежать только потому, что в то время на Урале преобладала деревянная застройка.
Сейсмологи считают, что периодичность таких сильных землетрясений (до ) на Урале – 80-100 лет. То есть ближайшее сильное землетрясение на Уральских горах можно ожидать как раз в наши дни.
Часты на Урале и техногенные землетрясения – так называемые горные удары. В Уральских горах много шахт для добычи полезных ископаемых. На многих выработанных шахтах иногда происходят обрушения, сопровождающиеся подземными толчками. Сдвиг и обрушение целых пластов весом в тысячи тонн заметно отзываются на поверхности. Такие горные удары не редкость в Североуральске. Их сила достигает что вполне ощутимо, но к разрушениям, как правило, не приводит.
Подавляющее большинство уральских землетрясений происходило на Среднем и Южном Урале – примерно от широты Серова на севере до Златоуста на юге. То есть в наиболее густонаселенном и промышленно развитом районе, где имеются сооружения повышенной опасности. А ведь даже небольшие разрушения, вызванные землетрясениями на таких объектах, могут привести к катастрофическим экологическим последствиям и человеческим жертвам. Большинство объектов просто не рассчитаны на землетрясения.
Особенную опасность представляет тот факт, что совсем недалеко от Екатеринбурга находится Белоярская атомная станция. Даже в высокотехнологичной Японии, в которой все объекты рассчитаны так, чтобы выдержать сильные подземные толчки, не смогли избежать утечки радиации. Так что же говорить про нашу БАЭС, рассчитанную, разве что, на русское «авось»…
Кстати, последнее серьезное землетрясение (4, ) на Урале произошло менее года назад - в ночь на 30 марта 2010 года. Эпицентр находился вблизи Качканара. Подземный толчок почувствовали в поселках Косья, Валериановск, городах Лесной, Качканар и Нижняя Тура.
Когда и где будет следующее? Это не в силах предсказать никто. До сих пор люди не научились прогнозировать это самое катастрофическое и разрушающее природное явление...
Но эти горы, скорее всего, следует считать предками современных Уральских гор. Дело в том, что в течение последующих миллионов лет они были почти полностью разрушены — остались лишь равнины и мелкосопочники.