Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом. Основоположником отечественного ландшафтоведения заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т. д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части. Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими — материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом. Причиной формирования природно-территориаль-ных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы: Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли. ) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах; Незональные (или азональные) . Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов ( природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др. Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт — часть единой географической оболочки. Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, — антропогенные (греч. anthropos — человек, genes — рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на: -слабоизмененные — охотничьи угодья; -измененные — пашни, мелкие поселения; -сильноизмененные — городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов; -улучшенные — санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов. Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор.
Религии и верования оказывают большое влияние на политическую и жизнь, быт, обычаи и культуру, нормы морали людей, демографические и этнические процессы. религиозный состав населения – распределение людей по конфессиональной принадлежности. в отличие от структур населения по другим признакам, он охватывает не всех жителей, а лишь их верующую часть. доля атеистов в мире чаще всего оценивается в 25 – 30 %. в большинстве стран религиозная принадлежность считается личным делом граждан, поэтому официального учета населения по вероисповеданию не ведется, а самостоятельные оценки числа различными религиозными организациями всегда завышены. религии делятся на примитивные, национальные (местные) и мировые. примитивные или «языческие» верования (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм и др.) типичны для родоплеменных обществ. люди обожествляют идолы, талисманы, силы природы, культ предков и т. д. ныне они сохранились у некоторых народов тропической африки, индейцев амазонии, части жителей океании. местные религии распространены преимущественно в одной стране или среди одного народа, например иудаизм – среди евреев, синтоизм – среди японцев, индуизм – в индии и т. д.