Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины XIX века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в Центральной Азии в XVIII веке) до начала XX века делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определённое влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения, ассимиляции одного языка другим. Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.
Традиции Алтайцев
Традиционное жилище алтайцев - аил. Это шестиугольная постройка (у алтайцев 6 считается символическим числом) из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе. Еда алтайцев состоит в основном из мяса (баранина, говядина, конина), молока, кисломолочных продуктов. У алтайских язычников самый важный праздник называется тяжыл-дыр - "зелёные листья", это праздник начала лета. Он похож на русскую Троицу. Отмечается в июне, во время белого полнолуния, в новолуние. Осенью отмечают праздник саарыл-дыр - "жёлтые листья". Во время этого праздника алтайцы просят хорошей зимы. Один раз в два года в Горном Алтае проводится национальный праздник народных игр "Эл-Ойын". На празднике собираются представители всех районов Алтая, прибывают делегации из Монголии, Тувы, Казахстана. Устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, конкурс национального костюма.
Кумандинцы
Кумандинцы – это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края, Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай. Кроме того, дисперно они проживают как в Алтайском крае и Республики Алтай, так и за их пределами. Алтайский край и северная часть Республики Алтай являются исторической родиной народа. По численности кумандинцев определится трудно, но исходя из переписи 1989 г. в Алтайском крае более 2 тысяч, в Республике Алтай около 700 человек. Традиционное занятие коренных жителей – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.д. В городе Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места. Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность, и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональным уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнение сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания. Общественная самоорганизация кумандинцев – это «ассоциация кумандинского народа».
14 июня 1993 года в свердловской области из-за дождевых паводков разрушилась киселевская грунтовая плотина на реке каква. было смыто 1550 домов, затоплен город серов, погибло 15 человек. ущерб составил 63,3 млрд неденоминированных рублей. 7 августа 1994 года в башкирии произошел прорыв плотины тирлянского водохранилища и нештатный сброс 8,6 млн куб. м воды. погибло 29 человек, 786 остались без крова. в зоне затопления оказалось 4 населенных пункта, 85 жилых домов было полностью разрушено. ущерб оценивался в 52,3 млрд неденоминированных рублей. 16 и 17 мая 1998 года в районе города ленска в якутии два ледяных затора на реке лене вызвали подъем воды на 11 м. в зоне затопления оказались 97 тыс. человек, 15 погибло. ущерб превысил несколько сотен миллионов рублей. 12 мая 2001 года ленска вновь был почти полностью затоплен из-за паводка, что к гибели 8 человек. было затоплено 5162 дома. всего от паводка в якутии тогда пострадало свыше 43 тыс. человек. общий ущерб составил 8 млрд руб. 7 июля 2001 года в иркутской области из-за сильных дождей ряд рек вышел из берегов и подтопил 7 городов и 13 районов (всего 63 населенных пункта) . особенно пострадал саянск. по официальным данным, погибло 8 человек, пострадали 300 тыс. человек, было затоплено 4635 домов. ущерб — 2 млрд руб.
Основные особенности климата Северной Америки определяются значительной протяженностью материка с севера на юг (от арктических широт до субэкваториальных) , влиянием окружающих материк океанов, спецификой рельефа. От широтного положения территории зависит распределение годовых сумм солнечной радиации. Климатическое влияние океанов выражается прежде всего в разнохарактерных течениях у побережий материка. Холодные Лабрадорское и Калифорнийское течения даже в летнее время года снижают температуры воздуха и количество осадков на северо-востоке и юго-западе материка. Теплые Аляскинское течение и течение Гольфстрим круглый год высоким температурам и большому количеству осадков на северо-западе и юго-востоке материка.
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины XIX века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в Центральной Азии в XVIII веке) до начала XX века делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определённое влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения, ассимиляции одного языка другим. Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.
Традиции Алтайцев
Традиционное жилище алтайцев - аил. Это шестиугольная постройка (у алтайцев 6 считается символическим числом) из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе. Еда алтайцев состоит в основном из мяса (баранина, говядина, конина), молока, кисломолочных продуктов. У алтайских язычников самый важный праздник называется тяжыл-дыр - "зелёные листья", это праздник начала лета. Он похож на русскую Троицу. Отмечается в июне, во время белого полнолуния, в новолуние. Осенью отмечают праздник саарыл-дыр - "жёлтые листья". Во время этого праздника алтайцы просят хорошей зимы. Один раз в два года в Горном Алтае проводится национальный праздник народных игр "Эл-Ойын". На празднике собираются представители всех районов Алтая, прибывают делегации из Монголии, Тувы, Казахстана. Устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, конкурс национального костюма.
Кумандинцы
Кумандинцы – это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края, Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай. Кроме того, дисперно они проживают как в Алтайском крае и Республики Алтай, так и за их пределами. Алтайский край и северная часть Республики Алтай являются исторической родиной народа. По численности кумандинцев определится трудно, но исходя из переписи 1989 г. в Алтайском крае более 2 тысяч, в Республике Алтай около 700 человек. Традиционное занятие коренных жителей – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.д. В городе Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места. Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность, и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональным уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнение сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания. Общественная самоорганизация кумандинцев – это «ассоциация кумандинского народа».