Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов.
Из них запасы России - 20,2 млрд. т. Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной.
Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около 40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных месторождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее время является пределом рентабильности для данного региона Глубокий экономический кризис, охвативший Россию, не обошел и отрасли топливно-энергетического комплекса, особенно нефтяную промышленность. Это выразилось прежде всего в ускоряющемся сокращении объемов добычи нефти начиная с 1989 года. При этом только на месторождениях Тюменской области - основного нефтедобывающего региона - добыча нефти снизилась с 394 млн. тонн в 1988 году до 307 млн. тонн в 1991 году. Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием сколь-либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставнием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.
На данный момент в мире существует три мировых религии: буддизм, ислам и христианство. Характерными их особенностями является место распространения религии, не зависящее от места ее возникновения.
Так происхождение буддизма до сих пор не известно, эта религия распространена в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Японии и других странах.
Исследователи буддизма предполагают, что эта религия возникла в 6-5 векох до н.э.
В основе ее лежит поверие, что основатель этой религии был сыном царя одного из североиндийских государств. Его звали Сиддхартха, а позже Гаутама. Царевич никогда не видел вокруг себя мрачного, тяжелого, безобразного, не подозревая о его существовании, проводя молодые годы за высокими стенами дворца. Толчком к душевному перевороту послужили для царевича четыре встречи: дряхлый старик, жестоко страдающий больной, покойник и нищий монах.
Так он узнал о существовании болезни, старости, смерти. И решил отречься от роскоши и наслаждений и найти душевный покой в аскетизме. Он стал аскетом-отшельником, семь лет провел в лесу, добровольно самоистязая себя, чтобы достигнуть душевного мира и познания истины. Далее он понял, что это неправильный путь
Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает "просветления". Ему открывается вся истина. С этого момента он становится Буддой Просветленным. Он пришел к убеждению, что обе крайности - и жизнь, полная удовольствий и похоти, и жизнь добровольных страданий - равно далеки от правильного пути. Первая - это "жизнь низменная, неблагодарная, противная духу, недостойная, ничтожная"; вторая - "жизнь мрачная, недостойная, ничтожная". Правильный путь лежит по середине. Это путь самоуглубления для познания истины, путь ведущий к покою и к просветлению духа. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. Причина страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда "ведет от возрождения к возрождению". Прекращение страдания заключается в "устранении этой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен подавить в себе всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было. Чтобы достичь этого, человек должен следовать "восьмеричным путем", ведущим к прекращению страданий: "праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание".
Так человек достигнет в конце концов совершенства: он станет архатом - святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, идеальное состояние, к которому должен стремиться мудрец. Нирвана означает прекращение цепи перерождений, которые составляют удел человека. Цепь перерождений у буддистов называется сансара. Перерождаясь, живое существо может принять не только человеческую форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, божеством. Будда первый из людей достиг "просветления" и ему не грозит уже новое рождение. Смерть Будды - это непосредственный переход в нирвану.
Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущественно отрицательный характер: не убивать ни одного живого существа, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.
Одно из важных заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем существам. Буддизм отрицает единство души человека. Основу психической жизни человека составляют отдельные драхмы (означает закон, учение, религия, истинно реальное, качество, основное значение - носитель своего признака, т.е. носитель душевных свойств) .
Таких драхм у человека много. В числе драхм есть "чувственные", "сознания" и еще несколько категорий, в том числе "неподверженные бытию" и стремящиеся к покою - нирване. По смерти человека драхмы, составляющие его личность, распадаются, но под действием той драхмы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается вечный круговорот драхм, это мучительное "колесо бытия", вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Будды.
Позже возникает учение о махаяне - "большой колеснице" или "широком пути" Здесь Будда становится главенствующим богом, возникают также некоторые другие боги, достигшие нирваны.
Еще одно новшество махаянистов - допущение мирян в нирвану (учение о рае) . В раю сукхавати пребывают души праведников, которым предстоит воплотиться на земле еще только один раз, прежде чем - 16 достигнуть нирваны. Возникает понятие ада для грешников, нарушающих законы Будды.
Такова основа буддистского учения.