Var a,b,c,D,x1,x2,p,q:Real; Begin Repeat Write('a= '); Readln(a); if a=0 then writeln('Error: a=0. Enter another value'); Until a<>0; Write('b= '); Readln(b); Write('c= '); Readln(c); p:=b/a; q:=c/a; D:=Sqr(p/2)-q; If D>0 then begin Writeln('x1 = ',-p/2-Sqrt(D):0:5); Writeln('x2 = ',-p/2+Sqrt(D):0:5); end else If D=0 then Writeln('x1 = x2 = ',-p/2:0:5) else begin Writeln('x1 = ',-p/2:0:5,'-i*',Sqrt(-D):0:5); Writeln('x2 = ',-p/2:0:5,'+i*',Sqrt(-D):0:5); end; Readln; End.
// PascalABC.NET 3.1, сборка 1200 от 13.03.2016 const n=5; type Matrix=array[1..n,1..n] of integer;
procedure DummySchool(var a:Matrix); begin Writeln('Ввод элементов матрицы'); for var i:=1 to n do begin Write(n,' элементов строки ',i,': '); for var j:=1 to n do Read(a[i,j]); end; Writeln('Сформирована матрица ',n,'x',n); for var i:=1 to n do begin for var j:=1 to n do Write(a[i,j]:5); Writeln end end;
begin var B:Matrix; DummySchool(B); var sn:=0; var sp:=0; for var i:=1 to n do for var j:=1 to n do if B[i,j]<0 then sn+=B[i,j] else if B[i,j]>0 then sp+=B[i,j]; Writeln('Сумма отрицательных ',sn); Writeln('Сумма положительных ',sp) end.
После того как мы узнали, что такое уравнение, и научились решать самые простые из них, в которых находили неизвестное слагаемое, уменьшаемое, множитель и т.п., логично познакомиться с уравнениями и других видов. Следующими по очереди идут линейные уравнения, целенаправленное изучение которых начинается на уроках алгебры в 7 классе. Понятно, что сначала надо объяснить, что такое линейное уравнение, дать определение линейного уравнения, его коэффициентов, показать его общий вид. Дальше можно разбираться, сколько решений имеет линейное уравнение в зависимости от значений коэффициентов, и как находятся корни. Это позволит перейти к решению примеров, и тем самым закрепить изученную теорию. В этой статье мы это сделаем: детально остановимся на всех теоретических и практических моментах, касающихся линейных уравнений и их решения. Сразу скажем, что здесь мы будем рассматривать только линейные уравнения с одной переменной, а уже в отдельной статье будем изучать принципы решения линейных уравнений с двумя переменными.
Program yravnenie;
Var
a,b,c,D,x1,x2,p,q:Real;
Begin
Repeat
Write('a= ');
Readln(a);
if a=0 then writeln('Error: a=0. Enter another value');
Until a<>0;
Write('b= ');
Readln(b);
Write('c= ');
Readln(c);
p:=b/a;
q:=c/a;
D:=Sqr(p/2)-q;
If D>0 then
begin
Writeln('x1 = ',-p/2-Sqrt(D):0:5);
Writeln('x2 = ',-p/2+Sqrt(D):0:5);
end
else
If D=0 then
Writeln('x1 = x2 = ',-p/2:0:5)
else
begin
Writeln('x1 = ',-p/2:0:5,'-i*',Sqrt(-D):0:5);
Writeln('x2 = ',-p/2:0:5,'+i*',Sqrt(-D):0:5);
end;
Readln;
End.