Прочтите отрывок из романа чарлза диккенса «лавка древностей» 1841 г.
по обеим сторонам дороги и до затянутого мглой горизонта фабричные трубы, теснившиеся однак
другой в том удручающем однообразии, которое так пугает нас в тяжелых снах, извергали в небо клубы
смрадного дыма, затемняли божий свет и отравляли воздух этих печальных мест. справа и слева, еле
прикрытые сбитыми наспех досками или полусгнившим навесом, какие-то странные машины вертелись и
корчились среди куч золы, будто живые существа под пыткой, лязгали цепями, сотрясали землю своими
судорогами и время от времени пронзительно вскрикивали, словно не стерпев муки. кое-где попадались
закопченные, вросшие в землю лачуги — без крыш, с выбитыми стеклами, подпертые со всех сторон
досками с соседнах развалин и все-таки служившие людям жильем. мужчины, женщины и дети, жалкие,
одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге
или се хмуро озирались по сторонам, стоя на пороге свох жилиш, лишенных даже дверей. а за лачугами
снова появлялись машины, не уступавшие яростью дикому зверю, и снова начинался скрежет и верь
движения, а впереди нескончаемой вереницей высились кирпичные трубы, которые все так же прыгали
черный дым, губя все живое, заслоняя солнце и плотной темной тучей окутывая этот кромешный ад.
вопросы к документу
1. каковы были последствия промышленного переворота для рабочих?
2. какой выход видели рабочие из создавшегося положения?
Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений, это качество сознания.
Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех видов духовного освоения мира общественной жизнедеятельности, обеспечивающий производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей людей. Духовная жизнь - это не уход в себя, а одухотворение всего окружающего [1].
Самодвижение выступает как существования общества и может выражаться как в формах самораспада, так и в формах саморазвития. Дистанция от формы самораспада до формы саморазвития определяется уровнем самоорганизации общества. В отношении к обществу особенно важным становится критерий, указывающий на соотношение, с одной стороны, резервов, реальных возможностей, накопленных в обществе, а с другой их реализованности на уровне данной самоорганизации. Это соотношение определяет, в какой степени самодвижение общества становится его саморазвитием
К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.
Культура - это мир человека его бытия. Это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:
регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);
образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);
интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения) [3].
Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и их создания и потребления.
Искусство как часть духовной культуры
Искусство в обществе выполняет функцию ориентирования человека и его подтягивания на определенный уровень культуры, уровень мышления, понимания, проникновения мыслью, созданием, чувством в духовную жизнь общества и духовный мир, созидаемый обществом, как особую среду обитания, проживания человека. Если мы в самом деле имеем дело с подлинным, адекватно выражающим свою сущность, отвечающим своему понятию искусством, то оно неминуемо и неумолимо будет служить прогрессу, поскольку в его основе лежит постижение человека в его беспрерывном восхождении по линии внутреннего духовного совершенствования, обогащения, приобретения новых возможностей и сил, новых качественных определений. Без обращения к искусству, без взаимодействия с ним невозможно никакое цивилизованное общество. В отношении к самоорганизации общества искусство выступает как механизм, выполняющий функции контроля и самоконтроля за ходом развития общества, как инструмент, проверяющий меру человечности общества и степень его гуманистической целеустремленности. В этом случае искусство выступает как зеркало, в которое общество может смотреться, в котором оно может изучать себя в собственно человеческих измерениях и оценивать степень его соответствия установкам и определениям, идущим от содержания и смысла человеческой жизни [2].
Искусство есть одна из форм познания жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.
Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Искусство влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно.
Искусство приобретает относительно самостоятельное развитие в структуре общества, однако, сохраняя в качестве своей ведущей функцию обеспечения человека необходимым духовным опытом как внутренним условием самоорганизации и самодвижения общества. Искусство все в большей степени становится невосполнимым никакими другими механизмами средством перевода человека на высшие этажи культуры, на те ее уровни, которые обеспечивают обществу его реальное поступательное развитие на основе компетентности и понимающего чуткого интеллекта его членов. Вот почему ослабление в деятельности художников, деформация функций искусства и отвлечение художественного творчества от его главных целей и задач приводят к значительному понижению культуры в массе населения.