Духовное наследие эпохи Амира Темура
Сегодня в Узбекистане отмечается 677-летие Амира Темура - нашего великого предка, правителя и полководца, создавшего сильное централизованное государство.
Сахибкиран заложил фундамент мощное правовое государство, создал его правовые основы. Ярким свидетельством тому служат его слова: "Девять десятых государственных дел я решал с советов, мероприятий и аудиенций, и лишь десятую часть с меча".
Гениальный стратег осуществил большую работу, послужившую укреплению взаимосвязей между Европой и Азией. Он установил связи и стремился укреплять их со многими странами мира.
Во внешней политике главной идеей служило широкое установление международных экономических и торговых связей, благодаря которому получили бы выгоду все, и прежде всего народ.
Бесценны исторические заслуги Сахибкирана и в области строительства. Возведены соборная мечеть Биби-Ханум, мавзолеи Гури-Амир и Ахмада Яссави, Занги-ота, архитектурные памятники Ак-Сарай и Шахи-Зинда, десятки прекрасных дворцов и садов таких, как Боги Чинор, Боги Дилкушо, Боги Бехишт, Боги Баланд и других.
География созидания не ограничивалась одним только Туркестаном. Амир Темур вел благоустроительные работы, создавал оросительные сооружения в городах и кишлаках Мавераннахра и Хорасана и даже в дальних уголках южного Азербайджана и Кабула.
Прогресс ни одного общества невозможно представить без развития науки и просвещения. Глубоко осознавший это Сахибкиран с приходом к власти первые свои указы посвятил строительству медресе, назначению стипендий учащимся и студентам.
Амир Темур очень много размышлял о судьбах нации, страны. Деятеля, который жил интересами народа, проявляя героизм во имя его будущего и его независимости, история никогда не забудет.
Религиозные учения и воспитание имеют большое значение и играют большую роль в жизни общества. Важная черта в отношении Амира Темура к исламской религии - утверждение устоев ислама для обеспечения стабильности, расцвета общества, социальной справедливости, духовной чистоты.
В эпоху правления Темуридов были довольно сильны стремления к прогрессу. Объединение вокруг Улугбека таких ученых как Казизаде Руми, Гияссидина Джамшид Каши, Али Кушчи и др., а также появление таких гениев как Алишер Навои, Камолиддин Бехзод, Бабур, внесло значительный вклад в духовное развитие узбекского народа.
Развивались искусство каллиграфии и миниатюра, поэзия и устное народное творчество. Народы бережно передавали из поколения в поколение нравственные и религиозные ценности.
31 августа 1991 года на карте мира появилось новое государство - Республика Узбекистан.
Духовным фундаментом независимости явились стремление народов Узбекистана к свободе. С первых дней нашей независимости важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение огромного духовного и культурного развития, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.
Наш народ стал подлинным хозяином своей судьбы, творцом собственной истории, носителем самобытной национальной культуры.
Объяснение:
ответ:
велика роль греко-католицької церкви (далі - також гкц) у житті галицьких українців в 20-30 рр. зумовлювалася не тільки тим, що вона була в тому часі майже безальтернативним і традиційним носієм християнської релігії серед галицьких українців.
як і у попередні десятиліття, так і в означений період, в умовах незначної секуляризації українського суспільства, релігійно-конфесійна приналежність переважної більшості галицьких українців була важливою складовою і навіть підвалиною їх індивідуальної та національної тотожності.
ставлення польської держави до греко-католицької церкви в 20-30 рр. розвивалось в руслі їх асиміляційно-репресивної політики щодо галицьких українців загалом і мало на меті денаціоналізацію церкви, тобто усунення прихильників українського національного руху з рядів греко-католицького духовенства на користь лояльних до польської держави.
проте опіка ватикану, формалізована конкордатом 1925 р., не давала польському уряду можливості проводити щодо гкц надто свавільну політику підпорядкування, жертвою якої в цей же період стала православна церква українців на волині. це дозволяло греко-католицькому єпископату зберігати значну самостійність у діяльності своєї церкви.
в міжвоєнний період греко-католицька церква була важливою складовою українського суспільства в галичині, і її діяльність мала великий вплив на його розвиток. в 20-30 рр. гкц згідно з ініційованою ватиканом "католицькою акцією" та оновленою суспільною доктриною католицизму, суттєво активізувала свою пастирську діяльність.
свідченням росту суспільного впливу церкви в українському суспільстві в галичині в міжвоєнні десятиліття було, зокрема, збільшення кількості культурно-освітніх закладів, які розвивали свою діяльність під опікою церкви, та зміцнення в межах українського національного руху католицької суспільно-політичної течії. її становили ряд суспільно-політичних організацій, що вели свою діяльність на ідейних засадах греко-католицької церкви та під визначальним впливом греко-католицького духовенства.
взаємини греко-католицької церкви й українського національного руху в 20-30 рр. в галичині, а можливо в хіх-хх ст. загалом, ефективно, на нашу думку, аналізувати і оцінювати через співвідношення позицій та інтересів обох сторін - релігійного й національного суспільних рухів.
характер цих взаємин, переважання в них взаєморозуміння чи навпаки суперечностей, визначалися взаємним ставленням і церкви і національного руху до позицій та інтересів один одного як на теоретичному, так і на практичному рівнях, в ідеологічній, політичній, економічній та інших площинах суспільного життя. очевидно, кожна зі сторін взаємин прагнула, щоб її позиції та інтереси поділялися або принаймні толерувалися іншою стороною.
для греко-католицького духовенства було однозначним, що "сильна держава, могутній нарід тоді, коли їх оживотворює католицька релігія…" в 1938 р. єпископат гкц у своєму зверненні до українського народу з нагоди 950-ліття хрещення руси-україни наголошував: "відродження нації можливе тільки на тривких підставах христової науки".
з свого боку, представники українського національного руху підкреслювали не