Буддизм при Елизавете Петровне
Несмотря на то, что указ 1741 г. многими исследователями считается важнейшей вехой в истории буддизма в России, известно о нём очень мало, а сам документ так и не был найден. В этой статье мы попытались собрать все сведения, касающиеся этого документа, которые смогли найти в бурятских источниках на монгольском и тибетском языках, русских архивных документах XVIII−XIX вв. и научной литературе. Основываясь на этих материалах, мы даём свой ответ на вопрос, существовал ли указ о признании буддизма российскими властями. В статье приводятся данные, что искомый документ действительно мог существовать в статусе указа, но не именного императорского указа, а указа распорядительного, изданного местным органом власти от лица верховного монарха, что в XVIII в. было нормальной управленческой практикой. Те же данные заставляют признать, что, хотя мы и не можем говорить о нем, как о документе, официально признававшем буддийскую религию на территории Российской империи, указ фактически легитимировал буддийское духовенство, признавал за ним российское подданство. По своему духу распоряжение 1741 г. было скорее ограничительным, нежели разрешительным, но при этом оно признавало за буддийскими ламами определенные привилегии, сходные с теми, что были закреплены за бурятской родовой знатью. По существу, всё это можно трактовать и как косвенное признание буддийской религии.
Буддизм при Екатерине ||
В 1764 году царствующая императрица Екатерина II издала Указ, возводивший на престол первого Пандито Хамбо Ламы (главы ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья) Дамба Даржу Заяева. Этот указ стал официальнм признанием буддизма — «ламайской» церкви — в Российской империи. Для народов Забайкалья и Восточной Сибири покровительство далёкой, но могущественной власти означало, что государство поддерживает Дхарму и стремится к утверждению жизни праведной. Интересно, что признание ислама на государственном уровне произошло несколькими годами позже. Таким образом, Указ 1764 года стал первым шагом к формированию многоконфессиональности в России.
В 1766 году, два года спустя, в благодарность за покровительство и в память об этих событиях сибирские буддисты по инициативе Заяева официально провозгласили двух императриц, Елизавету Петровну и Екатерину Великую, эманацией (воплощением) одного из наиболее почитаемых буддийских божеств — Белой Тары. Белая Тара в буддизме — божество долгой спокойной и полноценной жизни, по-матерински заботливое и могущественное.
1.Послаблення Орди спричинило піднесення Московського царства за часів Івана ІІІ. На початку ХVI ст. розпочався тривалий конфлікт між Москвою та Великим князівством Литовським за руську спадщину. У результаті першого етапу військових дій, Москві вдалося захопити значну частину територій. Зокрема — частину Чернігівщини.
2.8 січня 1654 р. відбулася Переяславська рада. На ній козацька старшина склала усну присягу московському цареві на вірнопідданство. Водночас московська делегація заприсяглася від імені царя зберегти за Україною її права та захищати від ворога.
Центром просветительских идей в Западной Украине стал:
А: Львовский университет