XIX век ознаменован появлением многочисленных литературных шедевров. Как мировая, так и русская литература была переполнена непреодолимыми чувствами красоты, доброты и мира. Натерпевшись от войн и кровопролития, души требовали чего-то более возвышенного. Литература данного исторического промежутка называется классикой.
Основными течениями XIX века были романтизм и реализм. Яркими представителями романтизма были сэр Джордж Гордон Байрон и его «Чайльд Гарольд», Александр Пушкин с «Кавказским пленником», Михаил Лермонтов и «Мцыри». Конечно же, не только эти, но и многие другие произведения вышеперечисленных авторов являются ценнейшим вкладом в литературу.
Реализм связан с такими именами и произведениями, как Оноре де Бальзак и его «Человеческая комедия», Эмиль Золя с «Ругонами и Маккарами», Николай Гоголь и «Мертвые души», Иван Тургенев и «Записки охотника», Федор Достоевский и «Бедные люди».
Эти и другие шедевры литературы получили отклик у широкой публики. Восторг охватывал как царей, так и простой люд. Романтизм приносил так недостающие переживания, а реализм отражал горькую правду и, порой, был неким примером того, как быть не должно и вел человечество к прекрасному.
главным доказательством величия литературы этого периода является то, что она не потеряла актуальность и в наши дни.
Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.
Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.