Особое место во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос: Россия продолжала свою традиционную политику поддержки православных подданных Османской империи, добиваясь для себя особого по отношению к ним статуса, стремясь обеспечить своё влияние на Балканах и возможность беспрепятственного мореходства в проливах (Босфор и Дарданеллы).
В ходе русско-турецких войн 1806—1812 гᴦ. и 1828—1829 годов Россия сумела значительно ослабить Османскую империю. По требованию России, объявившей себя покровительницей всех христианских подданных султана, султан был вынужден признать свободу и независимость Греции и широкую автономию Сербии (1830); по Ункяр-Искелесикийскому договору (1833), ознаменовавшему пик российского влияния в Константинополе, Османская империя де-факто становилась российским протекторатом. В начале 1850-х гᴦ. Николай I готовился нанести Османской империи решительный удар.
Размещено на реф.рф
Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Это был последний крупный бой парусного флота.
Увы! Натужная «мыследеятельность» по поводу критерия русскости и русской культуры в целом не оставила после себя почти ничего, кроме бессвязных лозунгов «Россия – это мы!» и «русский тот, кто сам себя так называет». В отношении последнего стоит напомнить, что уже перепись 2002 года выявила в России 288 тыс. чел., не владеющих русским языком и при этом считающих себя русскими.
Едва ли не главным результатом тех дискуссий стал анекдот про патриота и лампочку: «Если патриот может ввинтить лампочку в патрон так, чтоб та светила, и ему при этом не помешает ни ЦРУ, ни ФСБ, ни «Моссад», ни “мировая закулиса”, то это не истинный патриот».
А ведь пытаться действовать, не зная себя, так же нелепо, опасно и, в конечном счете, невозможно – как и пытаться действовать, не зная объекта своих действий.
Именно культура, определяющая принадлежность индивида к тому или иному обществу и цивилизации, является главным стратегическим фактором конкуренто последних. Не зная своей культуры, не видя ее отличий от остальных, мы в принципе не можем понимать свои недостатки и преимущества в глобальной конкуренции.
Уже относительно скоро крушение сгнившей клептократии в ходе системного кризиса на короткое время приоткроет России «окно возможностей», даст шанс на пусть и мучительное, но возрождение страны и становление российской цивилизации.
Если мы не сможем учесть свою собственную специфику, мобилизовать свой потенциал и сдержать, насколько возможно, свои пороки, то мы можем не просто упустить это «золотое время». Действуя «вслепую», по принципу «свои своих не познаша», мы можем вновь, как на рубеже 80-90-х годов, уничтожить свою страну и себя вместе с ней.
Тем более, что «запас прочности» и у производственного, и у человеческого капитала нашего общества уже не тот, не советский, - и потому завтрашние ошибки обойдутся намного дороже вчерашних.
Чтобы не искушать судьбу понапрасну и не рисковать тем, чем рисковать нельзя, чтобы ставить только достижимые цели и не упускать ничего из того, что в принципе возможно, надо «познать самое себя»: определить хотя бы основные черты русской культуры, программирующие наше поведение.