Сущность событий, приведших к падению коммунистических режимов в Восточной Европе, до сих пор вызывает серьезные разногласия у историков. Временная близость этих событий, а также политическая конъюнктурность затрудняют их объективную оценку. На сегодняшний день сформулировано несколько точек зрения по этой проблеме.
1. Обществоведы правого направления, считая социализм как систему зигзагом, случайностью, «курьезом истории», высказывают точку зрения, что социализм тождественен тоталитаризму (среди придерживающихся такой позиции можно упомянуть известного американского советолога Збигнева Бжезинского, отечественного философа Ципко). Соответственно, по их мнению, в Восточной Европе имели место антитоталитарные демократические революции
2. Исследователи и политики, придерживающиеся левой ориентации, называют события конца 80-х годов правым контрреволюционным переворотом
Третья позиция в настоящее время уже меньше распространена (пик ее расцвета приходился на период М.Горбачева). Последователи этой позиции высказывали мнение, что общества, сформировавшиеся в Восточной Европе после 1945 г., вообще не были социалистическими. Крах потерпел не социализм, а модель сталинизма, «казарменного псевдосоциализма». Так, известный философ Бутенко, в свое время изучавший мировую систему социализма, в начале 90-х годов писал, что страны Восточной Европы «сошли с общего пути цивилизационного развития, оказались в тупике, на обочине общественного прогресса», поэтому там и произошли «революции возобновления механизмов прогресса» . Проблема оценки событий заключается в том, что существует большой разрыв между целями широких слоев населения, участвовавших в выступлениях, и итогом этих выступлений. Так, студенты Чехословакии назвали произошедшее в своей стране «украденной революцией». В настоящее время уже ясно, что вместо демократизации и повышения уровня жизни народа имели место несколько иные результаты. Власть попала в руки политической элиты пробуржуазной ориентации, в результате чего, как констатируют современные политологи, новые общества «не являются в большинстве своем демократическими: народ, как и прежде, отстранен от собственности и рычагов власти»
Ступа (с древнего литературного языка Индии - «макушка, куча земли, камней») — в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. Впервые сооружение возникло в Древней Индии. Ступа первоначально представляла собой холм земли, курган над захоронением. Чтобы сохранить холм в период дождей, его стали обкладывать камнем, возводили на постаменте, на вершине сферического сооружения помещали реликвией кубической формы, увенчанный дисками-зонтиками.
Потом стали строить все более сложные ступы, они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды. Ступа - модель Вселенной: классическая полусферическая форма символизирует небосвод или же гору Меру (по представлениям древних индийцев, центр мироздания); шпиль представляет собой мировую ось; квадратная платформа или ступенчатая терраса вокруг ступы символически приглашают верующего начать восхождение к божественной вершине. Зонтичное на вершине - древний символ верховной власти .
Ступа ориентирована по сторонам света, взойти на нее или на террасу, ее окружающую, как правило, можно с четырех сторон, однако самая священная лестница находится на востоке. Форма многоярусного культового сооружения, закрытого для входа, под которым или внутри которого замурованы реликвии – священные тексты, части одежды, волосы или частицы останков Будды.
Буддийский храм внутри - это обычно большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы.
Над где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. Считается, что лучше всего во время службы совершать обход храма по ходу солнца, т.е. слева направо, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю.