В момент прихода Наполеона к власти Франция находилась в состоянии войны с Великобританией и Австрией, которая в 1799 году в результатеИтальянского похода Суворова вернула себе Северную Италию. Новый итальянский поход Наполеона напоминал первый. В мае 1800 года, перейдя за десять дней через Альпы, французская армия неожиданно появилась в Северной Италии. Решающей стала победа в битве при Маренго 14 июня 1800 г. Угроза французским границам была ликвидирована.
Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, то есть конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс (1804), вошедший в историю как «Кодекс Наполеона». Наполеон провёл административную реформу, учредив институт подотчётных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800). В города и деревни назначались мэры.
Томас Мор (1478 - 1535).
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия» .
Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место.
Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.
У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.
Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.
Томас Мор задался вопросом «как же быть?» . В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком - частная собственность.
Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма - частная собственность.
В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.
Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, а для человека главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.
В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция) . Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.