Наступившее четырехсотлетие значительнейших в истории нашего Российского государства событий побуждает нас снова и снова возвращаться к анализу пережитого: каким образом сумел народ преодолеть распад своего государственного организма, что именно оказалось в его жизни настолько сильным, что позволило ему преодолеть всесторонний кризис?
Эти вопросы особенно актуальны в связи с тем, что наше время тоже является кризисным, когда мы стоим перед фактом утраченных скреп нашей государственности. Есть две крайних позиции в оценке происшедших фактов: волюнтаристская (мол, появились два таких деятеля из «низов», мясник да обедневший князёк, и их предприятие случайно удалось) и детерминистская (средневековая Русь не могла уже управляться по-старому, и просто нашла через кризис новые формы своего государственного механизма). За последние почти 25 лет свободного исторического исследования набирает вес и сторонников также официальная теория дореволюционной историографии, согласно которой именно Православная церковь выступила инициатором выхода из Смуты и сумела объединить народные силы перед лицом династического кризиса.
Среди множества взглядов и теорий на существо исторического процесса существуют такие, которые наиболее соответствуют восприятию Церкви самой себя - это «организмические теории», то есть подходы к развитию того или иного народа через сравнение с живым организмом. Если же учесть, что движущие силы исторического развития любого этноса заключены не столько в географических или даже экономических условиях, в которых он живёт и действует, а преимущественно в трансцендентальной сфере - сфере духовных исканий, смыслов и ценностей (того, что побуждает людей жить и действовать), - тогда легко предположить, что сравнение народа с живым разумным организмом, то есть с человеком, будет ещё плодотворнее. Ведь и Церковь воспринимает себя не как сообщество единомышленников (хотя и это так), и даже не как передающуюся по эстафете поколений религиозную традицию (хотя всё это верно), но как мистическое ТЕЛО ХРИСТОВО. Таким образом, мы предлагаем в тезисе «Церковь преодолеть Смуту» глубже вникнуть в само понятие «церкви» и природу её воздействия на народную жизнь. В этом ключе и попробуем сначала определить понятие Смуты как некоторого периода в существовании русской государственности.
Секуляризация церкви
Дата: 8 марта 1764 г.
Правление Екатерины II для православной церкви оказалось не лучшим периодом. Однако для других конфессий были сделаны все условия. Императрица считала, что право на существование имеют все религиозные течения, которые не выступают против её власти.
Причины:
Чрезмерная автономность церкви
Необходимость увеличения поступлений налогов и эффективности использования земель
Церковники
В результате подписания указа Сенату «О разделении духовных имений» все принадлежащие духовенству земли и крестьяне перешли под контроль государства. Специальный орган, Коллегия Экономии, начала собирать с крестьян подушную подать и часть полученной суммы передавать на содержание монастырей. Учреждались так называемые «штаты» монастырей, число которых было ограничено. Большая часть монастырей была упразднена, их обитатели были распределены по оставшимся церквям и приходам. Закончилась эпоха «церковного феодализма»
В результате:
Духовенство потеряло около 2 миллионов монастырских крестьян
Большая часть земель (примерно 9 млн гектар) монастырей и церквей перешло в ведение государства
Закрыто 567 из 954 монастырей.
Ликвидирована автономность духовенства
Учреждtние Вольного Экономического Общества
Дата: 15 июня 1765 года
Граф Орлов поставил подпись под обращением основателей к Екатерине II и предоставил свой дом для первого собрания, где 15 июня 1765 года был принят Устав общества.
Цели:
Сбор экономических статистических данных промышленной и сельскохозяйственной отраслей,
проведение исследований и пропаганды нововведений в практике землепользования.
Герб Императорского Вольного Экономического Общества
Герб Императорского Вольного Экономического Общества
Создание общества и пропагандируемые им идеи соответствовали политике просвещённого абсолютизма, которую пыталась проводить Екатерина II.
С момента своего основания, ВЭО регулярно выпускало периодическое издание, посвященное сельскохозяйственным технологиям и образованию — «Труды Императорского Вольного Экономического Общества»
Денежная реформа
Дата: 29 декабря 1768 года
Подписание манифеста «об учреждении московского и петербургского банков» создало прецедент использования бумажных денежных знаков на территории Российской империи.
Причины и цели:
Неудобство транспортировки больших сумм медных денег внутри страны
Необходимость стимулирования экономики
Стремление к преобразованию финансовой системы в соответствии с западными стандартами
Нехватка средств для ведения войн
Пример ассигнации
Созданные в Москве и Петербурге банки получили по 500 тыс. рублей капитала и обязаны были выдавать предъявителю ассигнаций соответствующую им сумму в медном эквиваленте.
В 1786 году произошло объединение этих банков в единую структуру — Государственный ассигнационный банк, с определением его дополнительных функций:
Экспорт меди из Российской Империи
Импорт золотых и серебряных слитков и монет.
Создание монетного двора в Петербурге и организация чеканки монет.
Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)
50 рублей 1785 года