в первые десятилетия xx в. в странах азии произошли многие значительные события, давшие современникам повод заговорить о «пробуждении» азии. по-разному объясняют это явление. одни считают, что главным его содержанием было вступление азиатских стран на путь капиталистического развития, модернизация, т. е. переход от отношений, господствовавших в традиционных обществах, к новым, характерным для развитых индустриальных стран. другие выдвигают иную точку зрения: принимая отдельные идеи, технические достижения европейского общества, народы азии поднялись на борьбу против колониального угнетения, вмешательства европейцев в их жизнь, попыток разрушить её традиционные устои. в событиях, о которых пойдёт речь далее, участвовали и силы, поддерживавшие модернизацию, и те, кто, стремясь к освобождению от колониальной зависимости, призывал выбрать собственный путь развития.
народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет парижской коммуны, к изгнанию жирондистов из конвента и положило начало периоду правления якобинцев. французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 государственная власть, уже к этому времени в конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.
за якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (робеспьер, сен-жюст, кутон и речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс.
на якобинском этапе революции участие различных слоев населения в политической борьбе достигает своей кульминации. этому во франции в это время были выкорчеваны остатки феодальной системы, проведены радикальные политические преобразования, отведена угроза интервенции войск коалиции европейских держав и реставрации монархии. революционно-демократический режим, сложившийся при якобинцах, обеспечил окончательную победу во франции нового общественного и государственного строя.
особенность данного периода в французской революции и государства состояла также и в том, что якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими противниками и не останавливались перед использованием насильственных методов расправы со сторонниками "старого режима", а заодно и со своими "врагами".
наиболее показательным примером революционной напористости якобинцев может служить их аграрное законодательство. уже 3 июня 1793 г. конвент по предложению якобинцев предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель, конфискованных у дворянской эмиграции. 10 июня 1793 г. был принят декрет, возвращавший крестьянским общинам захваченные дворянством земельные угодья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. поделенная земля становилась собственностью крестьян.
важное значение имел декрет от 17 июля 1793 г. "об окончательном феодальных прав", где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, "отменяются без всякого вознаграждения". феодальные документы, сеньориальные права на землю, подлежали сожжению. бывшие сеньоры, а также должностные лица, утаивающие такие документы или сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 тюремного заключения. хотя якобинцы, выступающие в принципе за сохранение существующих отношений собственности, не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, об уравнительном и бесплатном их разделе), аграрное законодательство конвента для своего времени отличалось большой смелостью и радикализмом. оно имело далеко идущие социально-политические последствия, стало правовой основой для превращения крестьянства в массу мелких собственников, свободных от пут феодализма. для закрепления принципов нового гражданского общества конвент декретом от 7 сентября 1793 г. постановил, что "ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства".
характерно, что тесная связь якобинцев с городскими низами, когда этого требовали чрезвычайные обстоятельства (продовольственные трудности, рост дороговизны и т. неоднократно вынуждала их отступать от принципа свободы торговли и неприкосновенности частной собственности. в июле 1793 г. конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие.
принятые в конце февраля - начале марта 1794 г. так называемые вантозские декреты конвента предполагали бесплатное распределение среди неимущих патриотов собственности, конфискованной у врагов революции. однако вантозские декреты, с энтузиазмом встреченные плебейскими низами города и деревни, не были проведены в жизнь из-за противодействия со стороны тех политических сил, которые считали, что идея равенства не должна осуществляться столь радикальными мерами. в мае 1794 г. конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. было отменено рабство в колониях и т. д.
в середине 19 века вопрос о модернизации стал ключевым для многих восточных государств. такие события как «опиумные» войны в китае, «открытие» японии, крымская война, действия в герате показали, что даже для самых мощных восточных держав техническое отставание чрезвычайно опасно. и даже их огромные размеры и численное превосходство, а также отдаление не дает гарантии независимости.
политика самоусиления в китае, реформы таги-мурзы в иране, реформы мехмеда 2, а также «хат-и-шериф» в османской империи, реформы миндона в бирме и революция мейдзи-исин в японии были попытками ответа на эту ситуацию в форме ускоренной модернизации.
но для большинства стран модернизация стала лишь попыткой реформ, которые нередко заканчивались провалом или ограничивались лишь небольшими успехами.
к концу века из всех азиатских стран только япония и тайланд (сиам) сумели сохранить фактическую независимость. более того, япония оказалась единнственной восточной страной, сумевшей добиться статуса великой державой.
естественно встает вопрос о том, почему японцы сумели добиться успеха.
данная статья являеться попыткой разобраться в причинах этого успеха. не стоит забывать что модернизации является актуальной для многих стран мира и в наше время.
для сравнения были взяты реформы самоуселения в китае.
говоря о реформах в японии нельзя не отметить их всеобъемлющего характера.
в отличие от большинства стран того времени японцы не ограничились попыткой создания современной армии.
они провели такие реформы как сословная (отмена сословий), земельная(передача земли фактическим владельцам в частную собственность, судебная (введение европейского законодательства и суда присяжных), образования (создание полного цикла образования от школ до университетов и введение в них европейской системы образования ), военной (создания современной армии наряду с роспуском традиционных частей) и административная (ликвидация системы феодальных княжеств). при этом они не только построили за гос. счет неплохую промышленность но и передали ее в частные руки.
в китае реформы (их называли политика самоуселения) свелись к тому что наряду с традиционными войсками были созданы части обученные по европейским образцам. они были вооружены европейским оружием. так же была создана гос. промышленность, которая во многом ограничивалась производством вооружения, лишь частично работая на рынок. эти новые предприятия превратились в кормушки для чиновничества.
сравнение ситуации в китае и японии.
речь идет о сравнении этих стран по их менталитету (особенностям культуры), уровню влияния внешних факторов (иностранцев) причем как прямого (завоевание, полит. давление) так и косвенного (влияние международного рынка, отношение к иностранцам и их культуре, а также к их превосходству), социальному строю (наличие и соотношение сословий, различные соц. группы) .
ментальность – китай был и остаеться страной с развитой самобытной культурой.
во многом вся культура стран дальнего востока развивалось под огроным влиянием китайской культуры. так япония заимствовала из китая такие вещи как религию(буддизм), письменность, детали одежды (кимоно) и т.д.
для китайских интеллектуалов, воспитанных на догматах конфуцианства и идеях о том, что китай самая великая страна мира, принятие западной культуры означало практически отказ от одной из основ собственной культуры, т.е. мысли о культурном превосходстве китая.
для японцев, чья культура получила колоссальный толчок из китая, сама мысль об использовании чужих наработок вызывала намного меньшее отторжение. японцы уже имели опыт усвоения и творческого развития значительной доли чужой (китайской культуры).
внешнее давление -хотя о нем не стоит забывать, все таки роль западных держав не стоит преувеличивать. при тогдашнем уровне развития транспорта возможности перебросить действительно крупные соединения были невелики. угроза превращения в колонию была вполне реальна, но время для реформ было нимало.
например разгромили китай в опиумных войнах середины 19 века, но к прямым захватам (под видом железнодорожных концессий и т.д) они перешли только в начале следующего века.
практически и в японии и в китае иностранцы, добившись открытия внутренних рынков этих стран для своих торговцев и создания своих представительств, которые бы защищали их интересы, почти на полвека остановились в своей экспансии.
подробнее - на -