Средневековая литература — литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними произведениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340—397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.
Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках.
Рыцарская литература отличалась светским характером и была чужда аскетической морали. Враждебная по идеям народной культуре, она вместе с тем испытала ее известное влияние, в частности заимствовала народные сюжеты, перерабатывая их в своем духе.
В XII веке появились первые рыцарские романы. Самый знаменитый из них — «Повесть о Тристане и Изольде». Тристан — доблестный рыцарь «без страха и упрека», преданный вассал своего короля, влюбился в его невесту — красавицу Изольду. И она полюбила прекрасного рыцаря. Но Тристан не мог нарушить клятвы верности королю и решил удалиться за море. Там он был смертельно ранен. Перед смертью Тристан посылает за Изольдой, мечтая увидеть ее в последний раз. Чтобы издалека узнать ее корабль, он попросил поднять на нем белые паруса. Изольда отправилась в путь. Всю дорогу простояла она на носу корабля, всматриваясь в туманную даль. Уже была близка минута долгожданной встречи влюбленных. Однако одна коварная дама из ревности сказала Тристану, что паруса на приближающемся корабле черные. Посчитав, что любимой на корабле нет, он умирает от горя. Изольда, стремительно сбежав с корабля на берег, видит бездыханное тело возлюбленного и замертво падает рядом.
В рыцарских романах отразилась извечная мечта человека о высокой и преданной любви, для которой не существует преград и расстояний. Но при этом романы воспевали верность сеньору как символ высшей доблести для рыцаря.
ответ:
эпоха раннего железа в центральном казахстане датируется vii—i в. до н. э. это время широкого распространения особого типа сооружений на значительной территории современной карагандинской области (республика казахстан). исследованием памятников раннего железного века на территории сарыарки занимался археолог м. к. кадырбаев и др.
археологические памятники центрального казахстана эпохи раннего железа относятся к тасмолинской археологической культуре. такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище тасмола. традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[1]:
ранний (vii—vi вв. до н. э.);
средний (v—iii вв. до н. э.);
поздний (iii—i вв. до н.
главное отличие памятников урочища тасмола — это получившие широкое распространение именно в центральном казахстане так называемые, «курганы с усами». несмотря на многовариантность данных памятников, почти все они объединены в единый архитектурный комплекс: они представлены главным курганом с погребением и вторым курганом, где обычно находится захоронение лошади, и, наконец, двумя дугообразными каменными «усами», всегда вытянутыми на восток.
археологи выделяют четыре разновидности таких курганов с «усами»[2]:
1 тип — когда с восточной стороны более крупного кургана строят один курган поменьше, а от малого кургана с восточной стороны отходит цепь — «усы»;
2 тип — когда два кургана строятся рядом, в направлении с юга на север, а затем от обоих курганов в восточном направлении отходит, похожая на усы каменная дуга;
3 тип — когда строится большой курган, а затем на нем возвышается другой, меньший по размеру; каменная дуга строится с восточной стороны главного кургана;
4 тип — аналогично 3 типу, за исключением того, что нет четких границ разделения между большим и малым курганом.
археологи сходятся во мнении, что в элементах комплекса курганов с каменными прослеживаются атрибуты солярного (то есть солнечного) культа: «усы» сложены «входом» на восток, к утреннему солнцу, жертвоприношение солнечному божеству коня. нередки также находки прокаленного грунта и следы кострищ по концам каменных гряд.
изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор улытау, южную — по северной бетпакдале и северному , восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до шубартау[3].