Экономика Индии в период британского правления (1858—1947) носила колониальный характер и являлась, наряду с армией и гражданской администрацией, важным инструментом управления покорёнными территориями. Экономика отдельных территориальных образований (президентств, провинций, «туземных княжеств») имела свою хозяйственную специализацию и не всегда была ориентирована на общеиндийский рынок. Британские власти проводили политику сдерживания национальной консолидации различных народов и поддерживали территориально-хозяйственную раздробленность колонии. Важными вехами в развитии индийской экономики были строительство железных дорог и портов, а также появление фабричного текстильного производства.
Новые промышленные предприятия появлялись вокруг оживлённых портов и вдоль железнодорожных магистралей. В аграрном секторе внедрялись современные оросительные системы с использованием насосов и высокотоварное плантационное хозяйство. Во многих городах появлялись электростанции, банки, страховые компании, отделения почты и телеграфа, университеты, колледжи, издательства и больницы. В то же время в Индии существовал внушительный пласт экономики, который слабо соприкасался с британскими властями и обслуживал повседневные нужды коренного населения (огромные базары и ярмарки, на которые стекались купцы, крестьяне и бродячие артисты, специфические касты и ремесленники, работавшие на храмы и князей, постоялые дворы и уличные харчевни, обслуживавшие многочисленных паломников, которые следовали к «святым местам»).
краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. по преданию, иван iv, еще в те годы не прозванный в народе грозным, страстно увлекался чтением. по его приказу в москву образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. другая версия гласит, что книги перешли к царю по отцовской линии от ивана iii, к которому, в свою очередь, книги попали из византии — их его , византийская царевна софья палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю ромеев».
при отце ивана iv, василии iii, для перевода обширной коллекции в столицу государства пригласили максима грека. свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «сказаниях о максиме греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта иоганна веттермана в ливонской хронике, написанной в xvi веке германом вартбергом. веттермана для тех же целей — перевода на язык — пригласил уже иван iv.
ученые не однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека грозного. некоторые свидетельства, еще со времен xix века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. список книг, входивших в собрание ивана грозного, якобы был найден профессором дерптского университета христофором дабеловым в 1822 году в эстонском городе пярну. в него входили «» тита ливия, «» тацита, «жизнь двенадцати цезарей» светония, сочинения цицерона, юстинианов кодекс и другие манускрипты.
буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку дабелова. николай лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в риме. исследователь сергей белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате , которых случалось немало в москве на рубеже xvi–xvii веков. писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.
в xx столетии вопрос о существовании библиотеки грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. еще в конце xix века князь николай щербатов организовал раскопки в кремле, но ничего не нашел. -археологические группы игнатия стеллецкого, василия осокина и михаила тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.
десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. в результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. в первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории московского кремля. вторым вариантом называли район усадьбы коломенское. третьим — александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. указывали и на вологду, в которой долгое время жил грозный. по свидетельствам xix века, под «соборной горкой», расположенной рядом с софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.
многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. поиски библиотеки грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской .