Военная реформа Ивана Грозного.
Военная реформа Ивана Грозного. Дворянское ополчение являлось ядром армии. Появилась «избранная тысяча» из провинциальных дворян,которые были посажены под Москвой и, которые должны были стать социальной опорой царя.
В 1555-1556 годах было принято Уложение о службе. Согласно Уложению, вотчинник или помещик могли начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Определялось, с какого количества земли должен выставляться вооруженный воин на коне: со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелец обязывался выводить с собой вооруженных холопов.
Нововведением было создание стрелецкого войска в 1550 году. Первоначальное число стрельцов составляло 3 тыс. человек. НЕ возбранялось привлечение иностранцев в армию, но их число в это время было незначительным.
Значительно была усилена артиллерия. Казачество стало привлекаться для несения пограничной службы.
Ополчение состояло из разных категорий служилых людей. Бояре и дворяне считались «служилыми по происхождению», были «служилые по прибору», т.е. по набору. В ополчение входили стрельцы, пушкари (артиллерия), казаки и городская стража, а также «посоха» – ополчение из черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. Им отводилась тяжелая тыловая работа – обоз, строительство фортификаций.
Военная реформа Ивана Грозного коснулась и местничества. В это же время был составлен официальный справочник, который назывался «Государев родословец», он упорядочивал местнические споры, а во время военных походов местничество ограничивалось.
«Нагорная проповедь» — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.
ÒСамая известная часть «Нагорной проповеди» — Заповеди Блаженства, помещённые в начале «Нагорной проповеди». Также в «Нагорную проповедь» входят молитва «Отче наш», заповедь «Не противиться злому» (Мф.5:39), «Подставить другую щёку», а также «Золотое правило». Также часто цитируются слова о «Соли земли», «Свет мира», и «Не судите, да не судимы будете». ÒМногие христиане считают «Нагорную проповедь» комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в «Нагорной проповеди» сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма.«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»
«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...»
«Ещё слышали, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». Л Я говорю вам: «Не клянись вовсе... <...> Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».