Первое упоминание о Десятинной церкви находим в летописи: «В лето 6497 …Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от грек». Строительство ее было окончено в 996 году. Церковь строилась рядом с княжеским теремом как кафедральный собор и освящалась дважды: когда закончилось строительство, и в 1039 году при Ярославе Мудром. В свое время князь Владимир Святославович, выделивший на поддержание данной церкви десятую часть своих доходов, определил ее название - Десятинная.
Для украшения Десятинной церкви из Корсуня были привезены иконы, кресты и драгоценные сосуды. Так как в интерьере данного храма преобладал мрамор в народе его называли еще и «мраморным». Первым настоятелем церкви был Анастас Корсунянин из Владимира. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, останки царевны Анны и ее супруга Владимира, княгини Ольги, Ярополка и Олега Древлянского, братьев Владимира.
После землетрясения в XII в. юго-западный угол храма был перестроен: перед его фасадом появился пилон. Дважды церковь была разграблена, а в 1240 году хан Батый, взяв Киев, разрушил ее до основания. По одной из версий она рухнула под тяжестью народа, пытавшагося от монгол на ее сводах, по другой − была разбита разбита стенобитными орудиями захватчиков.
Римская и Греческая культура
Обе культуры – это полисные культуры, они формировались на базе античной гражданской общины .
Общие черты общества и культуры : Греческая : Агонистичность (состязательность) ; коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур . Римская : Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.
Религия : Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей. Рим : Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах) ; позднее появление антро взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии. Искусство : Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство») ( общее) Греч : Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик. Рим: Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.
Письменность и язык : Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения. Рим : Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация. . Наука: Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук. ГРЕЧ : Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам. Рим : Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии.