В этот день ровно 239 лет назад в России начался самый масштабный в истории антигосударственный бунт – пугачёвское восстание. 17 сентября 1773 года Емельян Пугачев, выдававший себя за императора Петра III, опубликовал манифест, призывавший казаков присягнуть «настоящему императору», дарующему всем своим подданным всевозможные привилегии и свободы.
Объяснение:
О пугачёвском бунте (Крестьянской войне под предводительством Пугачёва 1773-1775 гг.) написаны сотни исторических монографий, десятки литературных произведений, сняты документальные и художественные кинофильмы, но однозначной трактовки этих трагических событий нет до сих пор. В советской историографии было принято говорить о «безжалостном царизме», «эксплуатации человека человеком», «порочной практике крепостничества» и пройденном «пределе терпения народных масс». Что ж, причины пугачёвского бунта, как и любого другого, проще всего объяснить с точки зрения идеологии классовой борьбы – всё и понятно: сытый голодного не разумеет, отсюда и неприятности. Нельзя не согласиться, что этот подход грешит чрезмерным упрощением и уходом от множества во Безусловно, социальные причины имеются у любого революционного события, но возможно ли оно без информационной, идеологической, а главное, финансовой подпитки извне? Наверное, нет. Русский бунт на то и бессмысленный, чтобы быть искусственно и проходить при активном участии иностранных поджигателей. Так было и в Смутное время, и в 1917 году, и в лихолетье пугачёвской войны. Разумеется, искать виновников всех российских бед за рубежом глупо и бессмысленно, но отрицать факт оказания немалой иностранной пугачёвским бунтовщикам также нельзя.
Иностранная оказывалась Пугачёву сразу по нескольким направлениям. Известно, что в штабе Пугачева постоянно присутствовали иностранные, а именно, польские военспецы. Ещё бы, Пугачёв с его нечеловеческой жаждой власти был очередным самозванцем-"Лжедмитрием", неуёмную разрушительную энергию которого можно было использовать для продвижения геополитических интересов Речи Посполитой на Востоке. Истоки контактов Пугачёва с иностранными спецслужбами следует искать еще во времена его заграничных казачьих походов в период Семилетней войны и загадочной истории, связанной со старообрядческими делами Пугачёва. Известно, что все серьезные антигосударственные выступления XVII—XVIII вв. возглавлялись и финансировались старообрядцами. Это и бунт стрельцов, и бунты Разина и Пугачева. Очевидно, европейские агенты взяли это обстоятельство на заметку задолго до начала событий 1773-75 гг.
Цель внешней политики московских царей в 16 веке состояла в том, чтобы объединить все русские народности под московским суверенитетом и уничтожить останки монгольского господства на Русской равнине – поэтому политика расширения, следовательно, в двух направлениях – на Запад и на Восток.
Вместе с тем, можно наблюдать еще одну цель – прорваться к морю, как к Балтийскому, так и к Черному морю. Этот мотив консолидации своих континентальных владений прочно закреплен в российской внешней политике. Внешняя политика Ивана IV (1530-1584 гг.) разделилась между тремя направлениями – восток, запад и юг. Ему удалось завоевывать два татарских царства Казань и Астрахань. Общественное мнение побудило Ивана продолжить политику упразднения татарского господства, завоевав Крымское ханство, что дало бы ему прочный плацдарм на Черном море. Однако война против Крыма привлекла бы его к необходимости в конфликте с самой сильной державой в Восточной Европе того времени, а именно с Турцией. Для этого, сил Московии недостаточно. Для того, чтобы начать войну с турками, Ивану нужно было адаптироваться к европейской военной технике. Иван повернулся на запад, против рыцарей германского ордена, а затем против их защитника Польши.
Война Ивана с Польшей закончилась катастрофой. Россия была отброшена из Прибалтики на более чем на век, силы народа были исчерпана, приближалась мощная революция.
Хотя Иван IV использовал все силы нации, чтобы продвигаться против Запада, постепенно стала проявляться противоположная тенденция. Русские массы, сломленые беспощадным военным отбором и давлением налогообложения, бежали, главным образом в южном и восточном направлении. Началась колонизация «Новой России», плодородных степей между Окой и Черным морем. В то же время первые русские авантюристы и завоеватели пересекли Уральские горы и начали подчинение Сибири под властью России.
Спустя сто лет после смерти Ивана IV, при вступлении Петра Великого (1682), Россия столкнулась примерно с теми же проблемами внешней политики, которые были оставлены пятнадцатым и шестнадцатым веками: союз под властью Москвы протии народов Запада, проживающих в пределах польско-литовского государства; достижение выхода к морю; доминирование на связью между Балтийским, Каспийским и Черным морями.