Театр
Заметную роль в общественно-культурной жизни России стал играть театр. Продолжали свою творческую работу как частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные) труппы, так и государственные. В Москве в 1824 г. произошло разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. С этого момента начали свою самостоятельную деятельность Малый и Большой театры. В Петербурге имелось несколько театров, самыми крупными были Александринский и Мариинский. Театральные труппы работали и в провинции.
Наиболее известными актерами были М.С. Щепкин (1788–1863), П.С. Мочалов (1800–1848), В.А. Каратыгин (1802–1853), заложившие классические традиции русской театральной школы.
В музыкальном искусстве использовались лучшие народные традиции. Композиторы в основном обращались к историческим, героикопатриотическим сюжетам.
Видным композитором, представителем романтизма в музыке был А.Н. Верстовский (1799–1862). Самым популярным его сочинением стала опера "Аскольдова могила", поставленная в 1835 г. на либретто М.Н. Загоскина. Родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки по праву считается М.И. Глинка (1804– 1857). Его опера "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") стала событием в культурной жизни страны, а мелодичность написанных им инструментальной музыки и романсов является образцом и в настоящее время.
Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге императорскими войсками мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном (96 убитых и 333 раненых, из которых затем умерло ещё 34 человека, — сообщается в февральском докладе директора Департамента полиции А. А. Лопухина министру внутренних дел А. Г. Булыгину о событиях 9-го января)[5].
В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы»[6] учреждалась Государственная Дума как законосовещательный орган при монархе. Однако волнения не прекращались.
Итогом выступлений стала октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Манифестом учреждался Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.
За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907 года. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.
Чо-ртомлицької,чор-томлицької,