«Юрьев день» Художник С. В. Иванов * Картина открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства – основной массы населения страны. К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было уже сильно ограничено. Феодалы старались максимально затруднить уход крестьян со своей земли («отказ»). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 г.: «А христианом отказыватися из волости, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего» (великомученика Юрия поминали весной и осенью, 26 ноября). Это время было выбрано не случайно. Урожай был собран, и с крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы видим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозят с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом, двор, корову… Надвигались морозы – крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было обустроиться на новом месте. Поэтому крестьянский «выход» чаще всего был просто-напросто «вывозом» его другим помещиком, предлагавшим «подъемные деньги» - ссуду зерном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу. * «Выход» в Юрьев день просуществовал до конца XVI века, пока не был принят указ, запрещающий переходить крестьянину от одного хозяина к другому. Именно, указ 1592 года запретил такой переход, которого раньше крестьяне ждали не один год. Это породило поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Из-за того что при расчетах хозяева часто обманывали крестьян, появилось и выражение «объегорить», где в основе слова лежит имя Егор (на Руси имена Егор, Григорий и Юрий являлись одним тем же именем). У художника К. В. Лебедева написана картина на ту же тему - «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев день». Эта картина наглядно раскрывает крепостнический характер закона о Юрьеве дне. Мы видим, что после уплаты «пожилого» у крестьянина, который в зимний день прощается за околицей с родным селом, ничего не осталось, кроме саней, лошади и собачонки. Ясно, что для своей семьи от голода и холода он примет любые кабальные условия у другого помещика.
Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества 1) социальной 2) трудовой 3) экономической 4) технической · 2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в 1) дыхании 2) питании 3) самосохранении 4) самореализации · 3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как 1) индивида 2) личность 3) ученика 4) товарища · 4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны · 5. Что отличает искусство от других форм культуры? 1) стремление получить истинное знание 2) использование художественных образов 3) опора на представления о добре и зле 4) отражение окружающего мира · 6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь. Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.