Благодаря множеству исторических романов (в первую очередь А. Дюма-отца), в обществе укрепился стереотип о «диктатуре» Ришелье и слабовольном короле, но многочисленные источники свидетельствуют об обратном. Никакого диктата кардинала не было. А отношения короля и его первого министра хотя и не были гладкими, но и не были такими, какими их описали Винье и Дюма. Внешняя политика короля с приходом кардинала Ришелье стала меняться, но это происходило постепенно. С точки зрения правительства, прежде всего требовалось навести порядок внутри страны, что подразумевало примирение (или же усмирение в зависимости от обстоятельств) противников сильной королевской власти, коими необязательно были исключительно гугеноты. Но именно последние оказались на острие меча кардинала, так как гугенотская партия решила воспользоваться внешней поддержкой в лице Испании и Англии. К концу 1620-х годов гугеноты были усмирены, а специальный королевский эдикт регулировал религиозные и политические права протестантов внутри страны. Одновременно правительство постаралось лишить гугенотов внешней поддержки (разгром английской эскадры под Ла-Рошелью и попытка урегулировать противоречия с Испанией). Для того, чтобы Испания была более сговорчивой, правительство Ришелье активизировало свою политику в Северной Италии. Французскому дому Неверов было обеспечено престолонаследие в Мантуе после Войны за мантуанское наследство (1628—1631).
Успех в войне с гугенотами, а также в Северной Италии не снимал с повестки дня другие вопросы. Внутри страны оставалось множество проблем, которые требовали для своего решения планомерных и многолетних усилий (реформа административного управления, налоговая реформа и др.). Правительство сталкивалось с противодействием как внутри страны (со стороны аристократии и крестьянства), так и вне её. Оппозиция при дворе пыталась не раз заручиться поддержкой внешних сил. Внутренняя оппозиция всё более лишалась значения. Людовик уничтожал замыслы, направленные против Ришелье со стороны принцев (в том числе своего брата,Гастона Орлеанского), вельмож и королевы-матери, и постоянно поддерживал своего министра, действовавшего на благо короля и Франции. Так, он дал полную свободу Ришелье против своего брата, герцога Гастона Орлеанского, во время заговора 1631 года и мятежа 1632 года. Практически этой поддержкой Ришелье и ограничивалось личное участие короля в делах управления.
После смерти Ришелье (1642) его место занял его ученик — кардинал Мазарини. Однако король пережил своего министра лишь на год. Людовик умер за несколько дней до победы при Рокруа.
В 1829 году в Париже на площади Вогезов Людовику XIII был поставлен памятник (конная статуя). Он был поставлен на месте памятника, возведённого ещё Ришелье в1639 году, но разрушенного в 1792 году во время революции.
Османская империя, созданная военной силой и расположенная на трех материках, подчинила себе государства и народы с различным уровнем социального и экономического развития. Между ее отдельными частями не было развитых экономических связей. Государство держалось на безграничной власти султана, наводившего страх на своих подданных. У народов империи, живущих в регионах Анадолы и Балканского п-ова, хорошо развивалось сельское хозяйство, но крестьяне находились под феодальным гнетом и вынуждены были платить большие налоги. Не выдержав тяжелых условий существования, бедняки бежали в города, где становились ремесленниками, тем самым увеличивая число горожан.
В XVIII в. финансовая мощь Османской империи приходит в упадок. Уменьшение количества денег, поступающих в казну, ухудшение положения крестьян истощили денежные запасы государства. Увеличились долги другим странам. Все это легло тяжким грузом на плечи народа. Усилилась борьба народов империи против феодального гнета и власти турецких султанов.
Несмотря на некоторые реформы, проводимые турецким правительством в целях преодоления тяжелого кризиса, положение народа так и не улучшилось.
Турецкие султаны опасались угрозы со стороны Европы, поэтому в скором времени они приступили к проведению реформ. В Османской империи появляются первая мануфактура, морской флот, наладилось производство оружия. Турция заключила торговые соглашения с Англией, Францией, Голландией, в Стамбул стали прибывать французские инженеры, архитекторы, художники. В 1729 г. появились первые государственные издательства. В Турции стали издаваться книги по философии, логике, истории, географии, литературе, медицине, а также словари и переводы произведений европейских авторов.
В городах Османской империи начали развиваться различные виды ремесел. Возросла торговля через морские торговые порты Стамбула, Измира, Салоников, Александрии с Европой и африканскими странами. Вместе с тем всесторонние торговые отношения развивались через города Эрзурум, Токат, Трабзон, Дамаск, Алеппо. В столицу Османской империи Стамбул каждый год прибывало более десятка торговых караванов из Франции, Англии, Голландии и Венеции.