Кочевое хозяйство
«Передвигайтесь, не будьте оседлыми,кочуйте по весенним, летним и зимним пастбищам и землям у моря, не зная недостатка. Пусть у вас не убавятся молоко, сметана, кымран».
Огуз-хан
Обычно считают, что все, кто ведет подвижный образ жизни — кочевники. Такая точка зрения относит к кочевникам австралийских аборигенов, охотников и собирателей, американских конных охотников на бизонов. Это не совсем верно. К номадам можно отнести лишь скотоводов, основа хозяйства которых — производство, а не присваивание.
Кочевое скотоводство — это особый вид производящей экономики, при котором преобладающим занятием является подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки. На территории Казахстана жители с древних времен занимались кочевым скотоводством. Постоянство маршрутов перекочевок описано древнегреческими учеными. Географ Страбон писал: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами; зимою в болотах около Меотиды, а летом на равнинах».
Через 2000 лет Плано Карпини утверждает, что «все они зимою спускаются к морю, а летом по берегам этих самых рек поднимаются на горы». Таким образом, более 2000 лет эти маршруты остаются постоянными.
Во 2 тысячелетии до н.э. в евразийских степях бытуют так называемые «культуры степной бронзы». Скотоводы вели подвижный образ жизни, следовали на телегах, запряженных лошадьми за своими стадами.
Кочевое скотоводство характерно и для более суровых мест. Крупнотабунное оленеводство на севере России существовало совместно с присваивающим хозяйством (охота, рыболовство). Олени использовались как транспортное средство. Саамы разводили оленей еще в VII веке. Ненцы, коми, ханты, манси, энцы, кеты, юкагиры, коряки, чукчи, нганасаны занимались оленеводством вместе с охотой и рыболовством.
Зарождение кочевого скотоводства в Степи невозможно объяснить одной причиной. Здесь много причин и факторов. Пастушеское скотоводство, при наличии определенных условий, могло быть исходной формой для полукочевого и кочевого хозяйства. Толчком, побудившим скотоводов окончательно забросить земледелие и перейти к кочевничеству, стало наступление сухого климата во 2 тысячелетии до нашей эры.
Уже в древний период кочевой хозяйственно-культурный тип деятельности получил широкое распространение на всем ареале степной, полупустынной и пустынной зон Евразии. Кочевничество стало формой адаптации человека к сложным географическим условиям. Образ жизни во многом зависит от среды обитания и географических условий.
Большая часть территории Казахстана представляет собой степную и полупустынную зоны со слабо обводненной поверхностью. Короткое жаркое лето с суховеями и длительная, суровая зима с буранами затрудняют ведение земледелия. Поэтому господствующим ведения хозяйства здесь становится кочевое скотоводство.
Кочевое скотоводство в наиболее чистом виде в Казахстане существовало на западе. Для юга характерно полукочевое скотоводство. Здесь в качестве второстепенного и вс занятия выступало земледелие.
Полукочевое скотоводство представляется многими вариантами. Полуоседлое скотоводство отличается от полукочевого тем, что земледелие в балансе хозяйства становится преобладающим. В евразийских степях скифы, гунны, золото-ордынские татары имели полукочевые группы. Полуоседлое скотоводство подразумевает наличие сезонных перекочевок отдельных скотоводческих групп и семей в данном обществе.
Пастушеское или отгонно-пастбищное скотоводство характеризуется тем, что большая часть населения живет оседло и занимается земледелием, а скот целый год находится на вольном выпасе.
Оседлое скотоводство имело варианты: придомностойловое, когда часть скота находится на пастбищах, часть -в стойлах, придомно-оседлое с вольным выпасом, иногда с минимальной заготовкой кормов.
В чем особенности кочевого скотоводства? Скотоводство было преобладающим видом хозяйственной деятельности.
Хозяйство носило экстенсивный характер, связанный с круглогодичным внестойловым содержанием скота на подножном корму. При этом в перекочевках участвовало все население, или, по крайней мере, его большая часть. Кочевники заботились о сохранности пастбищ. И не только казахи. Оленеводы Севера России стремятся уменьшать нагрузку на пастбищные ресурсы.
Бедуины воздерживались от использования летних пастбищ, у сомали вожди обладали властью объявлять определенные пастбища закрытыми с целью их восстановления. Увеличение поголовья скота ради получения прибыли в долго перспективе было невыгодно — результатом стал бы перевыпас и истощение пастбищ. А это равносильно тому, что называется «рубить сук, на котором сидишь».
Сарсекеев Б.С. «Мир кочевника»
Во внешней политике Павел I продолжает борьбу с Францией, стремившейся к господству в Европе. В 1798 г. Россия вступила в антифранцузскую коалицию в составе Англии, Австрии, Турции и Неаполитанского Королевства. Военные действия сосредоточились в Италии, Швейцарии и на Средиземном море. Русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова освободил от французов Ионические острова, был захвачен остров Корфу со считавшейся неприступной крепостью (1799 г.), затем с десантов французы были изгнаны из Неаполя и Рима.
Русская сухопутная армия под командованием А.В. Суворова успешно действовала в Северной Италии. Осенью 1799 г. Павел I распорядился перебросить войска А.В. Суворова в Швейцарию на соединение с корпусом А.М. Римского-Корсакова и союзными австрийскими войсками. Русская армия во главе с 70-летним полководцем в невероятно трудных условиях преодолела перевал Сен-Готард и перешла Альпы, разбив французов у Чертова моста. Однако, из-за предательства австрийцев корпус Римского-Корсакова был разбит.
Разногласия внутри антифранцузской коалиции привели к резкому повороту во внешней политике Павла I. Россия вышла из коалиции, началось сближение России с Францией.