В конце 50х годов XIX в. Санкт-Петербург становится одним из важнейших центров украинского национального возрождения. Здесь проживала большая колония украинских. Первый этап громадовского движения (конец 50х – начало 60х годов XIX в.) Национально-духовный подъем охватил и Украину. Большую активность проявили студенты Киевского университета. В 1859 г. происходили студенческие сходки, острые дискуссии. В 1860 г. 15 студентов создали «Украинскую громаду». Возглавили ее В.Антонович и Т.Рильський. Среди программных положений были: малороссийский народ - отдельная нация; каждый сознательный украинских должен отдавать все свои силы для развития самосознания народа, дружить с братьями-славянами. К «Украинской громаде»начали присоединяться патриотические элементы на Правобережье и Левобережье. На рубеже 50-60х годов началось массовое общественное движение - «украинофильство». Одним из течений было «хлопоманство» (Антонович). Хлопоманы разговаривали только на укр.яз., носили национальную одежду и т.д. В итоге, хлопоманы присоединились к громадовцам, и их деятельность носила просветительский характер. Активизация деятельности украинских общин вызвала тревогу среди правительства. Полиция в 1862 г. арестовала активных громадовцев. В июле 1863 г. министр внутренних дел П. Валуев обнародовал циркуляр, которым запретил издавать педагогическую, церковную, научную и др.лит. на укр.яз. Второй этап громадовского движения (70-80 года XIX в.)
Деятельность была полулегальной, занимались громадовцы в основном научной и издательской работой. Особую роль играла Киевская община. В 1873 Киевская община выступила со своей политической программой, основным положением которой было требование федеративного устройства России с предоставлением широкой автономии Украины. ответом царизма на оживление украинского движения стал Эмский указ 1876 г. Запрещалось печатать литературу на укр.яз., ввозить ее из-за границы, запрещалось петь и играть на сцене укр.яз.. Третий этап громадовского движения (90-ые года)
Создание первой организации «Братство тарасовцев » (1891 г.), представители : И. Липа, Б. Гринченко, М. Коцюбинский. Мнения тарасовцев на будущее Украины изложены в программном документе «Кредо веры молодых украинских »(1893 г.), написанном И.Липой во львовском журнале «Правда». В 1895 г. в Киевском университете возникает тайная «Украинская студенческая громада».
В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. После Валуевского указа 1863 часть молодой украинской интеллигенции (Стефанович, С. Перовская и другие) вступили в русские революционные организации народников. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.Главная цель Народно
ков - достижение социализма, опираясь на крестьянскую общину, в которой
видели зачатки социализма. В народничестве сформировалось 3 течения:
1. Пропагандистское(идеолог Лавров П.) - народ не готов к
борьбе. Главной задачей является пропаганда идей социализма среди крестьян;
2. Анархическое-бунтарская (Бакунин М.) - крестьяне всегда готовы к
«бунту». Задача - агитацией поднять народ на вооруженную борьбу;
3. Заговорщическое (Ткачев П.) - ведущей силой является интеллигенция создавшая заговорщическую организацию, сбросит царя, поведет народ к социализму.
Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами теггора. Осенью 1873 в Киеве возникает народническое движение бунтарского направления под названием "Киевская коммуна ". Народнические группировки существовали также и в других городах (Одесса, Харьков, Житомир, Чернигов, Полтава, Николаев). Своей цели хождением в народ народники не достигли. Им не удалось понять потребности крестьян. Начались аресты и на конец 1874 году "Киевская коммуна" перестала существовать. Постепенно народники отходят от бунтарские-анархических взглядов и переходят на позиции политической борьбы с самодержавием. В конце 70-х годов народническое движение раскололось на два течения - умеренное и радикальное. Олицетворением умеренной течения стал "Черный передел "- народническая организация, которая занималась пропагандой и делала ставку на мирное врастание народников в народную массу. Радикальный направление представляли в это время "Народная воля", которая делала ставку на террор. В 80-х годах происходит упадок народнического движения.
Самым крупным литературным явлением конца XIII в. в южной Руси была Галицко-Волынская летопись, излагающая события с начала XIII в. и кончая 1292 г. Она открывается 1201 годом и заголовком «Начало княжения великаго князя Романа, самодержца бывша всей Рускои земли, князя Галичкого», но о княжении Романа Мстиславича в ней ничего не говорится, и сейчас же вслед за приведённым заголовком идёт похвала умершему (в 1205 г.) Роману и его прадеду Владимиру Мономаху, после чего рассказывается о событиях галицкой и волынской истории после смерти Романа, событиях, в центре которых стоят сыновья Романа Даниил и Василько, а затем сын Василька Владимир.
В летописный свод Галицко-Волынская летопись вошла не в полном своём объёме, будучи механически присоединена к Киевской летописи2 как её продолжение; она опустила изложение событий, предшествовавших 1201 году и частично изложенных по ней ещё в «Повести временных лет», как, например, рассказ священника Василия об ослеплении Василька Теребовльского, судя по стилю, представляющий собой отрывок из не дошедшей до нас начальной части Галицко-Волынской летописи. Вся недостающая в этой летописи история княжения Романа Мстиславича, обещанная летописцем в приведённом выше заглавии, также, очевидно, первоначально входила в неё.
В Ипатьевском списке, где Галицко-Волынская летопись пометена вслед за Киевской, она имеет хронологические приурочения, сделанные с ошибками составителем свода и отсутствовавшие в первоначальном тексте, как это видно, между прочим, из знакомства с нехронологизованными текстами той же летописи, вошедшими в позднейшие летописные списки — Хлебниковский и Погодинский, и как это явствует и из слов самого составителя Галицкой летописи, который подчёркивает, что он имел в виду не летописное, а хронографическое изложение фактов, т. е. прагматическое, обусловленное связью событий, а не хронологическими датами, которые он намерен был проставить после окончания своего труда, но не сделал этого (сделал это редактор Ипатьевской летописи).
Как и Киевская летопись, летопись Галицко-Волынская отличается светской тематикой. В ней мало сообщается о фактах церковной истории и преимущественно говорится о военных столкновениях, бедствиях, мятежах и распрях, сопутствовавших главным образом княжению Даниила.
Летопись отразила острую классовую и идейно-политическую борьбу, происходившую в Галицко-Волынской Руси в XIII в. В ней, в частности, ощутительно даёт себя знать внутриклассовое расслоение в среде галицкого боярства, часть которого («служилое» боярство), наряду с городскими верхами, оказалась опорой княжеской власти в её борьбе с боярской знатью