Патриарх Никон много о себе возоомнил. Он вспомнил, как при царе Михаиле Ф. патриарх Филарет ему с государственными вопросами, в буквальном смысле слова почти всем заведовал. Патриарх Никон тоже решился ввязаться на шею к Алексею М. говорить что нужно делать,как править и т.д. Кому это понравится? Действительно, и Алексей не ходил на богослужения к патриарху,перестал с ним разговаривать. Патриарх обиделся и уехал в монастырь. Он желал и думал, что царь раскаится и приедет к нему,позовет снова на службу. Но он этого не сделал. [Царь] собрал множество патриархов,митрополитов с Византии и они устроили суд над Никоном. Он же сам отрекся от престола, понятно? Ну и в 1653-1655 году начался церковный раскол.
тайпин тяньго просуществовало с 1851 по 1864 г. и распространяло свою власть на обширную территорию с многомиллионным населением. великая крестьянская война тайпинов, потрясавшая китай полтора десятилетия, окончилась поражением прежде всего потому, что в тот период отсутствовали объективные условия, необходимые для победы китайского крестьянства. не было еще пролетариата, без руководства которого невозможны успех крестьянских восстаний и подлинное социальное освобождение крестьянства. не было и буржуазии, которая могла бы при определенных условиях направить крестьянскую войну по пути буржуазной революции. в середине xix в. в китае не было еще объективных предпосылок для появления достаточно могучей общественной силы, которая могла бы преодолеть сопротивление реакционных сил китайского общества и заменить феодальные производственные отношения капиталистическими отношениями, обеспечить независимость китая перед лицом посягательств иноземных захватчиков.основной и главной движущей силой тайпинского восстания и большинства других народных выступлений того времени было крестьянство. тайпинскому восстанию были свойственны слабости, присущие крестьянским войнам эпохи феодализма. религиозно-мистическая окраска движения и религиозный фанатизм вождей тайпинов помешали им установить единство с теми народными движениями, которые не разделяли религиозного учения хун сюцюаня. в попытках организации тайпинского государства ярко проявились крестьянские мечты о всеобщем равенстве, но в то же время и неспособность крестьянства, не руководимого передовым классом, подняться выше представления о «справедливом царе», что к установлению монархической формы правления. как и восстания разина и пугачева в россии, тайпинское восстание носило царистский характер. поражению восстания способствовали и внутренние раздоры.