На рубеже XII-XIII вв. в монгольском обществе шел процесс становления феодальных отношений. Оно разделилось на два класса: нойонов и угнетенных аратов. В начале XIII в. образовалось Монгольское феодальное государство, политически объединившее татаро-монгольские племена. Основателем этого государства был Темучин. Он родился в 1155 г. в семье богатого нойона, умер в 1227 г. В 1203 г. Темучин разгромил ханство племен кереитов. Часть кереитов ушла на запад в Восточный Казахстан. В ожесточенных стычках Темучин сломил сопротивление найманских племен. Часть найманов во главе с ханом Кучлуком ушла в Семиречье. В результате этих и других удачных набегов на соседние племена Темучин снискал себе славу отважного воина. Разгромив главных своих противников, Темучин завершил объединение под своей властью почти всех племен Монголии. Весной 1206 г. у истоков реки Онон состоялся курултай Монгольской знати-сторонников Темучина, на котором он торжественно был провозглашен повелителем монголов под именем Чингисхан. Вся территория и население делились на 3 военно - административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и Центр (гол). Военно-административная система, созданная Чингисханом, сыграла важную роль и в завоевательных походах. Зимой 1207-1208 гг. старший сын Чингисхана Жошы подчинил енисейских кыргызов и прочие «лесные народы» юга Сибири. В 1207-1209 гг. войска Чингисхана, совершая опустошительные набеги, подчинили себе уйгуров, проживавших на территории современного Восточного Туркестана. В 1211 Чингисхан с большим войском совершил поход в Северный Китай, захватил Бейпин (Пекин) и другие города. В этих и в дальнейших походах Чингисхан всегда придерживался кровавой тактики истребления людей, уничтожения городов, поселений, земледельческих оазисов. Вслед за походом в Китай Чингис-хан долго и тщательно готовился к походу на территорию Казахстана и Средней Азии. От мусульманских купцов и перебежчиков, находившихся на службе у монголов, были получены сведения о военных силах государства Каракытаев, затем - хорезмшаха и на их основе был разработан продуманный план действий. В 1218 г. монгольские отряды вступили на территорию Семиречья в пределы владения найманского предводителя Кучлука, который, не дав монголам ни одного сражения, бежал. Местное население ненавидело Кучлука и его окружение за высокие налоги и за введение ограничений для лиц мусульманского вероисповедания (запрещено публичное богослужение для мусульман). Поэтому многие феодалы изъявили покорность Чингисхану и пошли к нему на службу вместе со своими войсками. Баласагун, еще ранее (1125 г.) разрушенный каракытаями, не смог оказать сопротивления и сдался без боя. С захватом Восточного Туркестана и Семиречья путь монголам в Южный Казахстан и Среднюю Азию был открыт. Поводом для вторжения явилась так называемая «Отрарская катастрофа». Чингисхан летом 1218 г. с целью, главным образом, военной разведки, отправляет в Среднюю Азию караван, состоящий из 500 верблюдов, в составе каравана с монголами-лазутчиками было 450 человек. По пути караван остановился в Отраре. Правитель Отрара Кайырхан Инальчик заподозрил купцов в шпионаже, после чего приказал убить их и разграбить караван. Это послужило поводом к войне Чингисхана против Хорезма, но истинной причиной конечно, была захватническая политика монголов. Осенью 1219 г. Чингисхан во главе огромной армии в 120-150 тыс. человек двинулся через Семиречье к Мавераннахру, направив первые удары против присырдарьинских городов. В Семиречье к Чингисхану присоединился со своими отрядами правитель города Бешбалыка и крупный феодал Сугнак - тегин из Алмалыка. В свите Чингисхана находился также эмир г. Койлыка. В сентябре 1219 г. Чингисхан подошел к Отрару и начал осаду. При подходе к Отрару предводитель монголов разделил свои силы. Несколько туменов во главе с Чагатаем и Угэдэем он оставил для осады Отрара; другую часть под командой Жошы отправил вниз по Сырдарье; третий отряд был назначен для покорения городов по верхнему течению Сырдарьи; сам Чингисхан и его младший сын Тулуй с главными силами пошли на Бухару. У хорезмшаха Мухаммада - правителя государства Хорезм, не было плана ведения войны, к тому же он оказался нерешительным, не доверял своим военачальникам, обрек свои войска на пассивную оборону. Война выявила внутреннюю слабость государства
1) Картины в Древнем Египте писались с намерением улучшить покойному жизнь в загробном мире, поэтому на них изображались любимые предметы и занятия усопшего. По той же причине, все картины были очень яркими. 2) В Древнем Египте зародился так называемый Номадский стиль - предшественник европейской Романской архитектуры. Номадскому стилю архитектуры было характерно однообразие и простота, так как добычи и обработки камня в древнем египте были крайне примитивны. Основные примеры архитектуры: пирамиды в Гизе, древнеегипесткий Сфинкс. 3) Египтяне верили во множество богов, главными (старшими и сильнейшими) из которых были Ра, бог солнца, Осирис, бог возрождения и загробного мира и Яхве, бог силы и совершенства. 4) Письменность, возникшая в этих землях была самой древней в истории и называлась клинописью. Она представляет собой иероглифы, но в отличие от китайской письменности, клинопсиные иероглифы более похожи на реальные объекты: животных, растения, людей и мест. Интересный факт: современные "смайлы" - ничто иное, как видоизмененные древнешумерские иероглифы. 5) Города междуречья находились на территории современных Ирака и Кувейта. Самые известные: Киш, Урук, Лангман и Акшан. 6) Архитектура Междуречья схожа с древнеегипетской архитектурой. Однако, в связи с тем, что шумерские ученые астрономы первые в истории обнаружили разницу между звездами и планетами, постройки междуречья украшали изображениями различных небесных тел. 7) В древнем Египте скульптуры изображали исключительно Богов, в то время как шумерские скульптуры могли также изображать царей и великих ученых. Отсюда и главное различие: египетские скульптуры были намного больше, а шумерские - точнее передавали формы (потому что их, как и портреты, писали с людей). 8) Музыка того времени была довольно примитивна в виду отсутствия разнообразия музыкальных инструментов. Однако, шумерская поэма "Сказание о Гильгамеше" исполненная музыкантом аль-Наримом стала самым весомым вкладом в культуру того времени, а на основе египетских мотивов возникло такое современное направление, как рэп.
9) Главным отличием китайской архитектуры было декорирование. Именно благодаря украшением, китайские памятники архитектуры широко известны во всем мире (Храм Таймяо, Храм Неба, Запретный Город в Пекине и другие). Однако, все постройки в китае возводились в основном из дерева и глины, потому что других материалов в стране не было. Архитектор Тяньнин даже предложил китайскому императору Цзи Гао Синь возводить здания из рисовых культур, которыми так славится китай и в наше время. Но император воспринял такое предложение, как насмешку и приказал казнить архитектора. Позже, в его честь из риса построен Храм Тяньнин. 10) В китайской живописи преобладали пейзажи, в основном изображения гор, полей и животных. Это связано с тем, что китайские императоры запрещали художникам изображать людей и быт, потому что не желали, чтобы иностранцы видели, как плохо и бедно живут китайцы того времени. 11) Музыка китая, в отличие от живописи, была крайне разнообразна. Это связано с изобретением струнных и духовых инструментов. Особо известные китайские музыканты, удостоившиеся благосклонности императора, отправлялись в путешествия по всему земному шару и пели о том, как прекрасно жить в китае. Позже, этот обман был раскрыт, что и привело к изоляции китая на многие столетия. 12) Театральное искусство в китае зародилось из песен, танцев и игр того времени. Поэтому театральное представление было похоже на "игру со зрителем", где все смотрящие принимали участие в представлении. Позже появилось множество различных жанров и новых сюжетов. 13) В китае не было "основной" религии. Вместо этого существовала смесь из традиций и местных верований. Поэтому, жители разных регионов страны обладали своими уникальными обрядами и церемониями. Позже, на смену такой "религии" пришли три "столпа" китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. 14) Архитектура древней Индии имеет одну особенность: превосходная планировка как целых городов, так и отдельных строений. Это связано с тем, что на малой территории проживало огромное количество человек. 15) В древнеиндийской скульптуре господствовал стиль Васту-шаста (аналог современного фэн-шуя). Поэтому для нее была характерна гармоничность форм и особая ориентация в пространстве. 16) Самые известные из индийских произведений (эпосов) - Рамаяна и Махабхарата, рассказывает историю Рамы (воплощения бога Вишну), чья супруга была похищена демоном. Этот эпос стал основным идеалом индуитского жизненного пути. 17) Религией в Индии в то время был ведизм - культ колдунов (ведунов), следовавших учениям четырех священных книг. Общество было разделено на касты, и каста ведунов была одной из самых высоких. Поэтому они имели почти ничем не ограниченную власть на народом индии, но никогда не применяли ее во зло.