Рим VI- первой половине IV в. до н.э.(все даты даются - до н.э.,кроме специально указанных)
Богатая почва подразумевала онсовную деятельность населения, связанную с сельским хозяйством. Плодородные почвы позвояли кормить на маленьком участке земли больше людей, чем, скажем, в той же достаточно менее плодородной Аттике. Не стоит забывать и об уровне агротехники и условий возделывания земли.
Город постепенно втягивался в морскую торговлю (даже отмечают что торговый договор,заключенный с Карфагеном в 509г, не имел особого значения, так как у Рима были проблемы даже с владением Тибра и своей постоянной гаванью, связанной с городом). Основание в 4в. Остии свидетельствует о морских интересах Рима. Новый договор с Карфагеном был заключен в 348г. Что свидетельствует о увеличении торгово-денежных отношений в Риме. Поэтому, в частности, период доводится до 4 в. Товарно-денежные отношения еще только начинали развиваться и набирать обороты . В этом отношении Рим отсавал от Этрурии (тем более от италийских греков), и был напрямую заивисим от влияния этруссков. В Этрурии пользовались греческими монетами, свои стали чеканить только в конце 4в. Соседство с торгово-ремесленными центрами, вовлеченность в торговлю стимулировало и "экономику Рима", где господствовал натуральный обмен - закономерность аграрных обществ. Основание Остии говорит о том, что в городе появилось достаточно монеты для ведения морской торговли с такими "монстрами" как Карфаген и Сиракузы.
"Международная валюта" все-таки представляет собой серебро, либо бронза. Рим предпочитал медные слитки - ассы, что еще раз свидетельствует о достаточно низком уровне развития экономики и интесификации денежного обращения. Впрочем это не отменяет использование (у каких-то торговцев или нобилей) греческих монет. Нормой и стандартом оценки жизни была медь. Причем не монета, пригодная для торговли, а слитки, что очень о многом говорит в экономическом отношении по отношению к Афинам (греческим городам с морской торговлей и соседством с цивилизациями востока, особенно с Персией в конце 6-4в.).
По существу эпоха "Архаики" - становление полиса, формирование гражданского института, соотвтествующей идеологии, системы воспитания. Применильно к Афинам - рядовой полис, который еще ничем не выделялся, с большим трудом захватил даже остров Саламин (в стихах Солона отмечается обманные действия будущего реформатора), вел пограничные войны с Мегарами (на Истме). Морская торговля не играла большого значиения. Порт Мунихион был весьма скромных размеров. Только с эпохой тирании Писитрадитов (где-то с середины 6в., обычно датируют 560г. - начало эры тирании) Афины стали выдвигаться в крупные военные и торгово-экономические полисы, налаживаться морские связи с другими полисами.
В экономическом плане , на наш взгляд,Афины 8-6в. примерно соответсвовали риму 6- 4в.
Основные: экономический и социальный, вс политический. Как говорил/писал Бродель: география,экология, экономические и социальные структуры, - все это можно отнести к глубинным слоям исторического процесса, структурам, на поверхностном уровне оказывается "политическая история", верхушка айсберга... Даты, события - всего лишь пена, затрудняющая понимание того, что лежит в глубине океана истории,того, какие слои этажи-структуры заставляют двигаться более верхние "этажи" истории.социальные и экономические отношения находятся в такой тесной связи, что их трудно рассматривать независимо друг от друга, но мы будем рассматривать стороны по отдельности, не забывая о таких связях, дабы акцентировать внимание и более выпукло показать эти стороны, больше подходящие к "экономической",либо " к" социальной" стороне.Итак.Сравнеия. Привожу даты и века риентировоочно (возможно историки-античники могли бы сильно поправить-сдвинуть рамки). Но я приводу свое личное наблюдение (впоследствии могу кое-что проправить). Рим VI- сер. IVв. до н.э. напоминают Афины VIII-VI вв. до н.э. Как я уже говорил в истории господствует асинхрония , в смысле: хронолигеческое несовпадение каких-либо идущих исторических процессов в обществах. Этрурия оказывалась более развита, чем тот же Рим, окрестные племена Рима еще не вступили на путь сложения своей государственности. Так же и в Греции. Афины были отсталой провинциальной деревней по сравнению с торговыми Милетом,Хиосом, Самосом и т.д. Беотия, находясь в отлдаленности от моря и торговых путей запаздывала в экономическом развитии, не говоря про Аркадию, Ахайю и Этолию (последние вообще воспринимались как разбойники, пираты, с которых фактически и брать-то нечего было)
Для нас, россиян, живущих в XXI в., представляют большой интерес личности российских императоров, действия которых активно повлияли на выбор страной того или иного пути своего развития, и кому судьба предназначила руководить государством, нести за все, происходившее в нем, личную ответственность. Особое внимание хотелось бы обратить на правителя Российской империи, который волей обстоятельств не только специально готовился к занятию своего поста, но и вынужден был провезти в стране структурные реформы – Александр II.
Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его система правления. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытным в управленческих делах. Русские люди ждали от него многого – и не ошиблись.
Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего наставника – известного поэта В. А. Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный «план учения» цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей. Благодаря заботам родителей и учителей Александр Николаевич был резвым, физически крепким подростком, который многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обладал ярко выраженным чувством долга, искренне любил родных, особенно мать и сестер. В общем, у него вырабатывались весьма привлекательные черты характера, а они и являются тем инструментом, с которого люди пытаются при к окружающей их действительности.[1]
Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.
С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: «Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.»[2]