ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ НИКОЛАЕВСКОГО ВРЕМЕНИ
Наполеоновские войны, в особенности победы, одержанные в Отечественной войне 1812 года и во время Заграничного похода русских войск, в течение длительного времени влияли на состояние духа русского общества. Долгие годы после окончания войны страна жила в ожидании реформ, обещанных Александром I в начале его царствования. Жажда преобразований любой ценой, в том числе и ценой вооружённого переворота, стала причиной восстания декабристов 1825 г. Но существовал и другой путь реформирования России: укрепление государственной власти, превращение государственного аппарата в хорошо отлаженный механизм, стабилизация финансов. Сторонником постепенных изменений, проводимых властью при условии, что покорные члены общества беспрекословно будут выполнять свои обязанности, был император Николай I.
В те времена немало государственных чиновников и офицеров не имели прочных корней в русском обществе. Они (или их отцы) лишь недавно — во времена Екатерины II и Павла I — прибыли служить в Россию. Свою карьеру, положение в обществе, благополучие семьи эти люди могли связывать только с верной службой императору. Они и стали опорой трона в реорганизации государственного аппарата страны.
АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ БЕНКЕНДОРФ (1783—1844)
Бенкендорфы принадлежали к старинному дворянскому роду, ещё в XVI в. обосновавшемуся в Риге. Из века в век это были профессиональные воины. В Петербург они приехали ещё при Екатерине И в свите будущей императрицы Марии Фёдоровны, бывшей в ту пору невестой наследника престола Павла Петровича. На российской же службе Бенкендорфы пребывали со времён Елизаветы Петровны. Христофор Иванович Бенкендорф, сын ревельского обер-коменданта, участвовал в крымских кампаниях, при Павле 1 дослужился до высокого чина генерала от инфантерии.
Его старший сын Александр Бенкендорф начал службу подрост-
Объяснение:
После гибели старшего сына Ивана от рук царя наследником государства был объявлен царевич Федор. Дети последней жены Ивана Грозного Марии Нагой могли довольствоваться лишь уделами. У Ивана Грозного не было сомнений по поводу своего наследника и его умственных Более того, в 7-летнем возрасте в 1564 г. и в 16-летнем возрасте в 1573 г. избрать Федора своим королем намеривались поляки. Царь Иван отказал им, мотивируя свой отказ малолетством царевича в первый раз и убытком родной земле во второй раз. Ктому же в это время шла Ливонская война, и Иван Грозный лелеял мечту о силовом присоединении Речи Поспо-литой к России. Призвание Федора на польский престол очень пугало католические круги. Именно из их среды стали рас слухи о болезненности русского царевича. Нелестные характеристики умственных и физического состояния царя Федора можно встретить в донесениях польского посла Сапеги, в воспоминаниях шведа П. Петрея, в записках английского послаДж. Флет-чера, сообщениях папского нунция А. Поссевино. Всех иностранных авторов можно заподозрить в необъективности и умышленном искажении фактов в угоду политической конъюнктуре (3).
Федор стал официальным наследником с 1582 г. Объективный анализ ситуации дает возможность предположить, что никаких бояр соправителей и специального регентского совета при царе Федоре назначено не было. Венчание на царство торжественно и по аналогии Чина венчания его отца. Главная роль в церемонии отводилась духовным лицам, а не боярам. Вокруг трона постоянно шла борьба за вхождение в Ближнюю думу, состоящую из четырех бояр. Вполне возможно, что именно этот орган иностранцы именовали регентским советом в целях принижения роли царя. По традиции русского двора ближайшее окружение царя составляли родственники его жены Ирины Годуновой.
Годуновы происходили из древнего русского рода костромских бояр, несколько веков служивших московским властям. В царствование Ивана Грозного значительных успехов при дворе удалось достичь Дмитрию Ивановичу Годунову. Возглавив Постельничий приказ, он получил право на постройку в Кремле собственного двора. С ним поселились рано осиротевшие племянники Василий, Борис и их младшая сестра Ирина. Многочисленный род Годуновых выступал опорой продвижению по служебной лестнице его отдельных представителей. В 1578 г. Борис получил чин боярина и вскоре женился на дочери печально знаменитого Малюты Скуратова-Вельского. Его земельные богатства переросли границы родовой вотчины в Вязьме и Костроме. Теперь они рас на Дмитровский, Тверской и Малоярославский уезды. Настоящий взлет рода Годуновых произошел после венчания на царство Федора Ивановича. Многие Годуновы и принадлежащие к одному с ними роду Сабуровы получили высокие должности при дворе и боярские чины. Они заседали в Боярской думе, стояли во главе различных приказов, активно занимались дипломатическими делами. Целаяродо-
вая корпорация прочно держала нити управления разветвленным и разрозненным государственным аппаратом в своих руках. Представление о Борисе Годунове как соправителе царя стало складываться во время его борьбы за трон.