Общие черты:
• И Древний Египет, и Древняя Индия, и Китай, и Вавилон имели особенные климатические условия, особенную почву, которые требовали особого труда, и как следствие, коллективных усилий, ведь нужно было создавать ирригационные системы – это приводило к сохранению сельской общины на протяжении долгого времени, тормозило развитие частной собственности, предопределяло свободное крестьянство.
• Во всех этих государствах государственная власть находилась в руках правителя-царя, а также в руках наследственной аристократии и чиновников. Особенным влиянием обладало духовенство или жречество. Общество было разделено на закрытые сословия с нулевой социальной мобильностью.
• Никакими правами не обладали рабы и подданные причем это характерно также для всех стран. Крестьяне и ремесленники жили в общине и были свободными, но также никаких прав не имели.
• Монархическая форма правления, так называемая восточная деспотия, была характерна для всех этих стран.
• Власть монарха везде была обожествлена и потому управление, в целом, было централизовано, однако формы самоуправления тоже были.
• Частной собственности тоже нигде не было; коллективная собственность преобладала.
• Везде сохранялись патриархальная и матриархальная семья.
• Натуральный характер производства + ремесло и слаборазвитые товарно-денежные отношения
• Нигде в этих странах не было социально-классовых границ между свободными крестьянами и рабами
Отличия:
• Для Древнего Китая характерна политика изоляционизма
• Для Древней Индии характерно не совпадение социально-правового статуса и социально-экономического положения в кастовом строе
• Государственность у каждой цивилизации появилась в разное время: Древний Египет – Раннее царство 3100-2800 годы до нашей эры, Древний Вавилон – начало 3 тысячелетия до нашей эры, Древняя Индия – 2 тысячелетие до нашей эры, Древний Китай – Шан с 18 века до нашей эры.
• Древний Египет был первым государством мира, где сложилось классовое рабовладельческое общество
После военного успеха Великого князя Московского Ивана III во Второй Московско-новгородской войне, завершившейся разгромом новгородского ополчения в Шелонской битве и подписанием Коростынского мира, Новгород впал в ещё большую зависимость от Москвы. Новгородский посадник Дмитрий Борецкий был казнён по приказу великого князя, а Новгородская республика передала Москве часть своих земель, отказалась от союза с Великим князем Литовским и королём Польским Казимиром IV и обязалась выплатить московскому князю 15,5 тысяч рублей за военные издержки (при том, что цена крестьянских дворов в то время составляла 2-3 рубля). Кроме того, Новгород объявлялся вотчиной Ивана III, что давало ему право суда над новгородцами.
Усиление зависимости Новгорода от Москвы вызывало противоречия внутри республики. В 1475 году Иван III отправился в поездку по Новгородской земле. 23 ноября того же года, сопровождаемый большим количеством свиты, он въехал в Новгород, играя роль справедливого судьи и защитника обиженных. В результате этой поездки многие бояре были арестованы и частично переправлены в Москву. В декабре 1475 г. Иван III посетил дома крупных новгородских бояр: Коробова, Казимира, а также богатой боярыни Анастасии Григорьевой, однако отказался посещать дом Марфы Борецкой, опасаясь враждебных действий с её стороны[1].
Ситуация достигла критической фазы, когда весной 1477 года новгородские послы, прибывшие в Москву, признали Ивана III своим государем. Это означало безоговорочное подчинение Новгорода власти Великого князя. В ответ Иван III потребовал предоставить ему право прямого управления Новгородом, ликвидировав самостоятельность республики. Однако, как оказалось, посольство было отправлено по инициативе не всех новгородцев, а нескольких промосковских бояр, стремившихся к скорейшему присоединению Новгорода к Москве. После этого в Новгороде произошёл раскол: посадские люди поддержали[источник не указан 695 дней] идею присоединения к Москве, а бояре, отстаивая неприкосновенность своих вотчин и прав, выступали за сохранение новгородской самостоятельности. В ходе ожесточённых споров на вече были убиты некоторые сторонники Москвы, а новгородские послы отказались называть Ивана III «государем».По прибытии в город москвичи не стали прибегать к массовым убийствам бояр, а лишь выслали часть боярских семей на территорию Московского княжества. В знак упразднения новгородского вече вечевой колокол — символ независимости Новгорода — был увезён в Москву. Марфа-посадница в 1479 году была увезена из Новгорода вместе с внуком и впоследствии пострижена в монахини. Иван III приказал конфисковать земли, принадлежавшие Марфе Борецкой, а также вотчины новгородского епископа и 6 крупных монастырей. Существовавшая на протяжении трёх веков республика была ликвидирована.
Объяснение: