1. Укажите имя и фамилию «государя» пропущенную в тексте. Почему автор называет его «самозванцем». Привлекая знания истории, укажите годы, к которым относятся описанные в тексте события.
«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке... Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал под шапкою лист бумаги… «Вот я вас! — закричал Иван Кузмич. — Ребята! стреляй!» Солдаты наши дали залп. Казак, державший письмо, зашатался и свалился с лошади; другие поскакали назад. … Комендант подозвал капрала и велел ему взять лист из рук убитого казака. Капрал вышел в поле и возвратился, ведя под уздцы лошадь убитого. Он вручил коменданту письмо. Иван Кузмич прочел его про себя и разорвал потом в клочки… … В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди... Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал... Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились. «Ну, ребята, — сказал комендант, — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!» Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но обробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузмич. — Умирать так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошел в крепость. Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же. … «Который комендант?» — с самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. ___ грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…»
Антропологический облик людей сак ского и сарматоуйсунского времени имеет свои особенности.
Череп саков небольшой, лицо широкое, плоское, глазницы большие, надбровные кости выступающие, переносица с горбинкой. Саки были европеоидами, однако по сравнению с андроновцами эти черты у них стали размываться.
Это заметно уже из того, что череп у саков стал более округленным, лоб – более покатым, уменьшилась горбоносость. Во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт.
Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточного Казахстана. А у саков, живших в Жетысу и в Южном Казахстане, монголоидные черты были менее выражены и заметны.
Внешний облик сарматов, живших в Западном Казахстане, сходен с внешним обликом уйсунов, живших в Жетысу. Однако в их внешнем облике было больше признаков европейских племен, живших в среднем течении Едиля (Волги).
Реконструкцию черепа древних жителей Жетысу по их костным останкам произвел М. М. Ге расимов. Голова уйсунов была не удлиненной, а среднего размера. Лоб был чуть скошенный, надбровье среднее, переносица – с небольшой горбинкой. Эти черты тоже свидетельствуют о том, что как и у саков, у уйсунов стали преобладать монголоидные черты. Интересный момент: монголоидные черты у сакских женщин были более заметны, чем у мужчин. Если это обстоятельство получит дальнейшее доказательство, то его можно объяснить следующим образом: уйсуны, особенно знать, находились в близких родственных отношениях с тюркоязычными и другими монголоидны ми племенами, жившими на территории современного Восточного Туркестана (северозапад Китая).
Из более поздних останков, найденных в памятниках сарматов, относящихся к железному веку, становится очевидно, что у них начинают преобладать монголоидные черты, хотя по сравнению с уйсунами их было намного меньше.