Сократите текст 70-120 слов
Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. Пустыня была её родиной, а география – поэзией. По примеру отца девушка закончила педагогический институт. Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район – село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни. Хошутово было почти совсем занесено песком. На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, потому что расчищенные места снова заваливались песком, увидела молчаливую бедность и смиренное отчаяние. Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю. Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. В округе учительнице дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело два года. С большим трудом к концу первого лета удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью.
И уже через год Хошутова было не узнать. Растительные посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни. Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней. Учительница вычитала, что посевы, заключённые меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережёт снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. Даже кустарниковые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна – дерево попрочней. Хошутово издавна страдало от недостатка топлива. Теперь кустарник дал жителям топливо и прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные – даже стулья, столы и прочую мебель. Пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей. Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи. Через несколько лет учительницу вызвали в округ и сказали:
— Знаете что, Мария Никифоровна теперь в Хошутове обойдутся и без вас.
— Это как же? – изумилась учительница.
— А так: население уже обучилось бороться с песками.
А вы не согласились бы перевестись в Сафуту?
— Что это за Сафута? – с Мария Никифоровна. Сафута – тоже село, – ответил начальник.
– Если бы вы, Мария Никифоровна, поехали в Сафуту и обучили бы местное население культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и других, а те, кто уже поселился там, не разбежались бы. Вы понимаете меня теперь, Мария Никифоровна? Кстати, мы давно не можем найти кандидата в Сафуту: глушь, даль – все отказываются. Как вы на это смотрите, Мария Никифоровна? Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..» Потом Мария Никифоровна поняла всю безысходную судьбу людей, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворённо:
— Ладно. Я согласна... Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Дожидайтесь! Начальник в удивленье подошёл к ней:
— Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Пустыня – будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...
Осман (годы правления 1288—1326), сын и наследник Эртогрула, в борьбе с бессильной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Ликаонии. В 1299 году, когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из столицы от взбунтовавшихся подданных, Осман принял титул «султан» и отказался от признания власти сельджукских наследников. По его имени турки стали называться османскими турками или османами. Власть их над Малой Азиейраспространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому.
С этого времени у них возникает и быстро увеличивается, по крайней мере количественно, собственная литература, хотя и весьма мало самостоятельная. Они заботятся о поддержании торговли, земледелия и промышленности в завоёванных областях, создают хорошо организованную армию. Развивается могущественное государство, военное, но не враждебное культуре; в теории оно является абсолютистским, но в действительности полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Нередко греческие города Малой Азии добровольно отдавали себя под покровительство могущественного Османа.
владения Османской империи в Азии (включая современную Турцию, Ирак и Левант), Персидская империя (в состав которой на карте входят современный Иран, Афганистан, значительная часть Пакистана и Кавказ), страна узбеков, Аравия и Египет. Пустыня к югу и западу от современных Бахрейна, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов названа "лишенной воды и необитаемой". В южной части Персидского залива затенением и точками обозначена зона добычи жемчуга. В юго-западной части Аравийского полуострова присутствуют две примечательные отсылки к Библии, одна из которых связана со страной Моав, а вторая — с царицей Савской. Также обозначен город Мока на побережье Красного моря — крупный экспортер кофе, давший название термину "мокко".