в 1396 году гус получает степень магистра и остается на должности преподавателя. главной темой своей преподавательской деятельности он избирает труды джона уиклифа – богослова и праотца движения лоллардов и протестантизма, обвиняемого римской церковью в ереси. в учении яна гуса содержится критика богатства церкви и абсолютной власти папы. творчество уиклифа, дискуссии о котором разворачивались на семинарах, оказало ключевое влияние на ум гуса, переориентировав его взгляд в сторону реформаторства и критики пороков церковного руководства и клириков. в 1402 году гус становится ректором пражского университета и деканом факультета искусств при короле вацлаве iv.
1.Формально государство оставалось светским, хотя и со временем в федеральном законе «О свободе совести» появилась формулировка об «особой роли» именно православия.
2.Массовое крещение произошло. Другое дело, что люди, которые согласились пройти обряд крещения, не особенно активно отправляли культ.
3.Недавно был проведен опрос ВЦИОМ, который показал, что люди стали хуже относиться к религии (если сравнивать с тем, что было в начале 90-х). В 1990 году 61% выступал за популяризацию религии, а теперь 36%. Только 3% полагали, что религия вредит обществу, зато теперь – 23%. Видимо, поняли люди, что такое «возрождение духовности».
4.РПЦ выступает как монополист на рынке магических услуг.
5.Ну а искренние поклонники православного культа, которыми в действительности можно при определенных условиях манипулировать – маргиналы.