Культура Западной Европы в Средние века имела очень яркий религиозный характер. Все больше культурных отраслей, мировоззрение общества и даже политика зависели от церкви. Конечно, ключевой конфессией в Западной Европе в Средневековье было католичество.
Каноны католичества обращали внимание на внутренний мир человека, а не его тело. То есть религия имеет диаметрально противоположное направление, нежели это было в Античности, например (культ атлетичного тела).
В Средние века развиваются такие жанры как архитектура, а античная скульптура уходит на второй план, равно как и натюрморт, портрет и пейзаж. На авансцену в живописи выходят религиозные сюжеты, целью которых является прославление Бога. Плюс, развивается книжная миниатюра, главным памятником которой являлся псалтырь.
Главным стилем в Средние Века был романский, хотя уже к концу этого периода развиваются и такие стили как готика. Отличительной чертой романского стиля – замки со сводчатым покрытием. Главным строительным средством был известняк. Средневековье также известно как период затяжных войн (Столетняя война), поэтому строительство замков имело определенные особенности: они строились на высоком холме, окруженным рвов, с несколькими сторожевыми башнями, было обязательным наличие двора с донжоном.
Нельзя не упомянуть творцов эпохи Возрождения с их великолепной живописью, трактатами, изобретениями. Интересно, что до эпохи Возрождения Средневековье называют «темной ночью», а период после – рассветом, ведь в этот период восстанавливается интерес к античности и природе, а основной идеей культуры становится не религия, а гуманизм.
Еще одним символом западноевропейской культуры является рыцарство. С 12 века появляются романы, легенды о рыцарях Круглого стола, и среди рыцарей было много поэтов.
Объяснение:
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О СВЯТЫХ ГОРАХ
Святогорский Успенский монастырь по праву является одним из древнейших монастырей Православной Руси. Память человеческая, вследствие глубокой древности события, не оставила нам неопровержимо точных известий о том, когда именно и как первоначально возникла Святогорская обитель.
Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи под 1547 г.: «Из Рыльска прибыл станичник, толмач Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам». «Книга Большого Чертежа» (1547 г.) также указывает: «От устья реки Оскола на Донце с крымской стороны – Святые Горы».
Однако первая, самая древняя заметка датируется 1526 годом и встречается в «Записках о Московии» германского посла в Москве Сигизмунда Герберштейна. Он писал, что «воины, которых государь, по обычаю, каждый год держит там на карауле с целью разведки и обороны от татарских набегов… видели близ устья МалогоТанаиса в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изваяния».
В соответствии с расписанием донецких сторож князя Михаила Ивановича Воротынского на левом берегу Северского Донца устанавливались: Коломацкая, Обышкинская, Болыклейская, Саввинско-Изюмская, Святогорская, Бахмутовская и Айдарская сторожи, под контролем которых находились Муравская, Изюмская и Кальмиусская «сакмы». В «росписи» донецких сторож «по дозору князя Михаила Тюфякина да дьяка Матвея Ржевскаго» 1571 года упомянута «5-ая сторожа Святогорская», которая описана следующим образом: «Стояти сторожем на Святогорской стороже на сей стороне Донца против Святых Гор; а переезжати им направо вверх по Донцу до усть Оскола верст с десять, а налево вниз по Донцу через шлях Малого перевозу, да через шлях Великого перевозу и Торской шлях и до усть Тору верст с тридцать; а стояти им укрываясь в луке против Святых Гор и по иным местом, переезжая не в одном месте; а бегати сторожем с тое сторожи в Путивль Лосицкою дорогою верх Мжа и Коломака. А от Изюмския сторожи переезду до Святогорския сторожи верст с двадцать».
Время основания обители уже в XVII веке было неизвестно, что подтверждается историческими заметками прежде бывших настоятелей, а также монастырским Синодиком 1710 г.: «Начало сей Святогорской обители: кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келии устроил и начал жительствовать за многими татарскими нахождении и разорении, особенно же за частыми переменами прежде бывших строителей, потом игуменов и архимандритов, здесь в святой обители писания не обретохом».
Остаются только исторические предположения, из которых наиболее вероятным является версия об основании этих пещерных обителей в VIII–IX вв. выходцами из Византии в период гонения на христиан от иконоборцев.
Само наименование Донецких гор Святыми, впервые встречающееся в литературных памятниках XVI века, как бы косвенно, вскользь намекает на существование в этих местах иноческой обители или, по крайней мере, говорит в пользу того, что здесь когда-то жили иноки-отшельники. Причем поселиться и Донецкие горы своей добродетельной жизнью они должны были еще в домонгольский период, так как с конца XIV века хозяевами этого края стали дикие кочевые татары, бывшие язычниками или мусульманами, между тем, как до этого времени тут некогда жили народы, исповедавшие христианскую веру.
ПЕЩЕРНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ
Погребальный этаж в Святогорских пещерах начинается угловой часовней. Предание сообщает, что в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в этой часовне и прочитывали монашеское правило.
От часовни извилистый коридор, длиной в несколько десятков метров, приводит нас к первой усыпальнице, имеющей вид глубокой арочной ниши с вырубленной в полу гробницей. По преданию, здесь были погребены честные останки 17 иноков из числа первых насельников обители.