В программе дисциплины рассматриваются различные теории о происхождении человека, даются определение предмета и периодизация истории первобытного общества. Изучаются этапы антропогенеза от homo erectus до homo sapiens, а также «неандертальская проблема». Говорится и о новых открытиях, прежде всего, о «денисовом человеке». Затрагиваются вопросы расогенеза. Большое внимание уделяется вопросам социогенеза и различным критериям периодизации первобытного общества, взаимосвязи этапов его развития с развитием орудий труда. Особое значение придается неолитической революции и её последствиям. Большое место в содержании дисциплины занимает исследование проблем разложения первобытного общества и возникновения государства.
Выборгский филиал
В содержании данной дисциплины изучаются важнейшие события, процессы и явления истории первобытного общества в их взаимосвязи и хронологической последовательности, акцентируется внимание на современных научных представлениях о процессах происхождения человека и человеческого общества и основных этапах его развития на ранних стадиях; формируются навыки овладения методами исторического познания, навыки работы с различными источниками исторической информации, навыки работы в библиотеке, поиска необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах, навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике исследований различных аспектов истории первобытного общества.
Основные темыТеории происхождения человека. Предмет и периодизация истории первобытного общества. Этапы антропогенеза. Возникновение мышления и речи. Расогенез. Социогенез. Ранняя родовая община. Семейные отношения. Первобытная религия: виды и формы религиозных верований, мифологическое сознание. Первобытное искусство. Накопление положительных знаний. Неолитическая революция. Появление земледелия и скотоводства, Зарождение ремесел и начало обмена. Разложение первобытного общества и возникновение государства.
Выборгский филиал
Место первобытности в истории человечества. Источниковедение и историография истории первобытного общества. Становление первобытного общества: эпоха праобщины. .
В период раннего Средневековья – начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу. Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.
Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиций) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиций. Постепенно права вассалов на им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.
Преданность ценилась дорого, и бенефиций все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.
Бенефиций становится феодом к IX–XI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.
В Средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли, и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения.
Объяснение:
Он первым из казачек х ханов, понял, что нельзя более и менее эффективно защищать интересы народа без определенного приобщения к знаменем к культуры. Издал написание обязывающее правителей родов и старших крупных родовых отделений собирать средства га строительство мечетей с начальной шкодами мектебами.