Вид того как царствовал Людовика XIV, его штучный блеск, который был только наружным очень выматывал население, которое и так очень бедствовало, особо во вторую половину его правления. Короля окружали люди, которые были или бездарны или посредственны в своей работе. А он хотел, чтобы все министры были простыми приказчиками, при этом отдавал предпочтение тем, кто ему льстил, а не людям которые могли что-то советовать. Управляя всеми делами сам, или держа их на плечах своих министров Людовик XIV утвердил систему бюрократической централизации во Франции. Идя тем же путем что и Ришелье, Мазарини, в некоторых областях он уничтожил штаты и остатки самоуправления, все дела решались теперь только в столице.
Интенданты управляли провинциями, и вмешивались во все дела, управление страной было по одной мерке, но так, как это надо было королю. Все это сдерживало и не давало развития народной жизни, зато дало возможность полиция получить обширные права. Были сужены права церкви, в отношении с королевской властью, и расширены по отношению с нацией. Людовик XIV был католиком и хотел что бы все его подданные тоже были католиками, что не сходилось с вероисповеданием и отношением к этому Рішельє.
После смерти кардинала Мазарини, в 1661 г., Людовик XIV лично стал править государством и правил потом Францией более полувека. Придворные льстецы называли его Великим (Louis le Grand), но из всех монархов, которым давали этот титул, менее всего подходит он как раз к Людовику XIV. У него были качества, необходимые для хорошего правителя, – здравый смысл и блестящая память, сильная воля и неутомимое трудолюбие, умение внушать к себе доверие и уважение, но в нем не было ни творческой мысли, ни идеальных помыслов. Мало того, в нем были крупные недостатки, перевешивавшие хорошие качества. Людовик XIV был в высшей степени тщеславный и властолюбивый эгоист, любивший блеск и роскошь, лесть и поклонение, а его ум отличался односторонностью и прямолинейностью, вполне соответствовавшими его, в сущности, низменным стремлениям, которые лежали в основе даже величественных замыслов его политики. В юности в его поведении была большая доля легкомыслия, в старости он стал предаваться чисто внешнему благочестию, заботясь о своей души. Смуты фронды и первая английская революция, который происходили в его малолетство, внушили ему настоящую ненависть ко всякому проявлению общественной самодеятельности, и он всю жизнь занимался все большим и большим укреплением своей власти. Его лозунгом были слова: «Государство это – я» (L'état, c'est moi), приписываемые ему современниками, и на деле он вел себя вполне сообразно с этим изречением. Он просто обоготворял свою власть, и в его царствование епископ города Mo Боссюэ написал «Политику, извлеченную из собственных слов священного писания», в которой, можно сказать, развил основную мысль Людовика XIV до возведения абсолютизма чуть не на степень божественной заповеди.
Вид того как царствовал Людовика XIV, его штучный блеск, который был только наружным очень выматывал население, которое и так очень бедствовало, особо во вторую половину его правления. Короля окружали люди, которые были или бездарны или посредственны в своей работе. А он хотел, чтобы все министры были простыми приказчиками, при этом отдавал предпочтение тем, кто ему льстил, а не людям которые могли что-то советовать. Управляя всеми делами сам, или держа их на плечах своих министров Людовик XIV утвердил систему бюрократической централизации во Франции. Идя тем же путем что и Ришелье, Мазарини, в некоторых областях он уничтожил штаты и остатки самоуправления, все дела решались теперь только в столице.
Интенданты управляли провинциями, и вмешивались во все дела, управление страной было по одной мерке, но так, как это надо было королю. Все это сдерживало и не давало развития народной жизни, зато дало возможность полиция получить обширные права. Были сужены права церкви, в отношении с королевской властью, и расширены по отношению с нацией. Людовик XIV был католиком и хотел что бы все его подданные тоже были католиками, что не сходилось с вероисповеданием и отношением к этому Рішельє.