Представления о смысле жизни формировались властью при идеологических институтов и средств массовой информации. Эти представления первоначально зеркально отражали политические и идеологические лозунги партии и государства. В предвоенные годы — установку любой ценой построить социализм; в годы войны — разгромить ненавистного врага; в первые послевоенные годы — восстановить разрушенную экономику; с начала 60-х гг. — в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм. Уже перед войной был сделан вывод о построении в СССР социалистического общества, а нехватка элементарных товаров и услуг объяснялась внешней угрозой. По мере нарастания экономических трудностей и разрыва между обещаниями властей и реалиями жизни вера людей в возможность достижения коммунистической перспективы сменилась скептицизмом. К середине 70-х гг., согласно данным социологических опросов, почти 70% взрослого населения видело смысл жизни в достижении не столько идеологических, сколько сугубо жизненных целей — получении детьми полноценного образования, их хорошего трудоустройства и т. п. Кратковременные перемены в эти настроения внесла перестройка. С ее началом оживились надежды значительной части населения на «обновление социализма». Однако не высшего руководства добиться реальных перемен в жизни людей к лучшему привела к формированию устойчиво негативного отношения населения к коммунистической идеологии, поиску смысла жизни в непривычных ценностях и прежде всего в стремлении больше заработать.
КО́ДЕКС ХАММУРА́ПИ, древнейший из сохранившихся сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса сохранился на стеле из черного базальта (в настоящее время в Лувре, Париж). Можно предположить, что подобные стелы были установлены в городах Вавилонии для всеобщего обозрения. Существовали также списки законов на глиняных таблицах, фрагменты которых обнаружены при раскопках в Сузах и Ниневии. В Кодексе Хаммурапи были обобщены и систематизированы правовые нормы, которые действовали на землях образованной царем великой державы. Тем не менее, за пределами их текста остались многие неписаные нормы древнего права. Законы Хаммурапи сохранили многие древнейшие черты, главная из которых — суровость наказаний, предполагавшая смертную казнь не только за убийство, но и за кражу, клевету, измену воинскому долгу или укрывательство беглого раба. Согласно законам, вора, сделавшего пролом в стене, надлежало убить и закопать перед этим проломом; преступника, схваченного при попытке кражи на пожаре, следовало бросить в огонь. В ряде случаев Законы сохраняют древнюю традицию Божьего суда: оклеветанная перед мужем жена должна была броситься в реку — ее служило доказательством ее невиновности. Подобным же образом надлежало очиститься человеку, на которого было возведено обвинение в чародействе. В законодательстве Хаммурапи широко применялся принцип воздаяния равным за равное, буквально соответствовавший библейскому «око за око». Преступивший закон восполнял урон, который он нанес, и отвечал своей жизнью за смерть другого свободного человека, даже если эта смерть не являлась следствием предумышленного убийства. Закон требовал смерти недобросовестного строителя, по чьей вине обрушился дом и погиб его хозяин, и смерти сына строителя, если под развалинами погиб сын хозяина дома. Законы Хаммурапи утверждали сложившееся в обществе общественное неравенство. Все население Месопотамии они разделяли на полноправных граждан (авилум), людей, работавших в царском хозяйстве и находившихся под властью царя (мушкенум) и рабов (вардум), лишенных каких-либо прав. Их неравенство перед законом очевидно: в случае, если свободный человек наносил увечье равному себе, следовало наказание по принципу «око за око». Если был искалечен мушкенум, виновный выплачивал значительный штраф, призванный компенсировать государству содержание увечного работника; за травму, причиненную рабу, хозяин раба получал половину его цены. Особо оговаривали законы кару за оскорбление высшего по положению: свободному подобное преступление грозило бичеванием плетьми, рабу — потерей уха. Законы свидетельствуют о распространении долгового рабства, срок которого они, однако, ограничивают тремя годами. Перечень устанавливаемых по закону штрафов или тарифов на определенные виды работ рисует многообразие форм хозяйственной жизни Вавилона. Из текста Законов можно было узнать, сколько требовалось денег, чтобы построить большой корабль или арендовать судно в зависимости от того, шло ли оно вверх или вниз по течению реки, сколько получал работник в сезон полевых работ, какая плата в день полагалась ремесленникам: кузнецу, портному, камнерезу, столяру или плотнику. Законы назначали штраф нерадивому пастуху, чье стадо вытоптало засеянное поле, и наказывали земледельца, по недосмотру которого вода прорвала плотину и затопила земли соседа. Мы можем уточнить, какой штраф следовал за срубленное в чужом саду дерево или за кражу кожаного ведра и мотыги. Месопотамские писцы продолжали переписывать и изучать законы Хаммурапи много веков спустя после падения созданной им великой державы. Хранившиеся в библиотеке ассирийских царей списки законов свидетельствуют об уважении, которое питали к этому памятнику последующие поколения.
В начале лета в Центральной Африке идут сильные дожди. Озера, из которых вытекает Нил, разливаются. В горах, где берут начало притоки Нила, тает снег; бурные потоки воды несутся в реку, размывая горные породы. Вода в Ниле быстро прибывает; он выходит из берегов и широко разливается. Разлившийся Нил несет из озер массу водяных растений. Вода от них становится ярко-зеленой. Потом от размытых горных пород река делается красной как кровь. Мелкие частицы гниющих растений и горных пород оседают в виде ила на залитых водой берегах. В ноябре вода спадает и река входит в свои берега. После разлива почва в долине не только хорошо увлажнена, но и покрыта слоем черного, очень плодородного ила. Разливы Нила не орошали равномерно всю долину. На возвышенных местах, куда не доходила вода, была бесплодная пустыня. В низинах же вода застаивалась. Здесь образовывались болота, зараставшие тростником и кустарником. В кустарниках подстерегали добычу львы, а в болотах водилось множество ядовитых змей. Тучи болотных насекомых разносили лихорадку. 3. Борьба людей с песками и болотами, Земли для посева в долине Нила приходилось отвоевывать у пустынь, болот и кустарников. На заболоченных низинах египтяне — жители Египта — рыли каналы, чтобы отвести в реку лишнюю воду, вырубали кустарник и тростник. Дамбами из глины, смешанной с тростником, египтяне делили долину на отдельные участки. В дамбах страивали ворота и во время разлива пропускали через них на поля столько воды, сколько было нужно. На поля, до которых не доходил разлив, поднимали воду из канала с шадуфов.Финикии естественные условия благоприятствовали развитию сельского хозяйства. В хорошо орошаемой приморской полосе Финикии, в особенности в районах Марата, Берита, Сидона, Тира и Акко, почвенные и климатические условия успехам земледелия и садоводства. Здесь до сих пор в больших фруктовых садах разводят различные плодовые деревья. Около Триполиса выращивают много маслин. На западных склонах Ливана культивируют оливки и виноград. В древности в хорошо орошаемых областях сеяли ячмень, пшеницу и полбу. Большим плодородием отличались внутренние районы Средней и Южной Сирии, в особенности благодатная долина Оронта.
Представления о смысле жизни формировались властью при идеологических институтов и средств массовой информации. Эти представления первоначально зеркально отражали политические и идеологические лозунги партии и государства. В предвоенные годы — установку любой ценой построить социализм; в годы войны — разгромить ненавистного врага; в первые послевоенные годы — восстановить разрушенную экономику; с начала 60-х гг. — в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм. Уже перед войной был сделан вывод о построении в СССР социалистического общества, а нехватка элементарных товаров и услуг объяснялась внешней угрозой. По мере нарастания экономических трудностей и разрыва между обещаниями властей и реалиями жизни вера людей в возможность достижения коммунистической перспективы сменилась скептицизмом. К середине 70-х гг., согласно данным социологических опросов, почти 70% взрослого населения видело смысл жизни в достижении не столько идеологических, сколько сугубо жизненных целей — получении детьми полноценного образования, их хорошего трудоустройства и т. п. Кратковременные перемены в эти настроения внесла перестройка. С ее началом оживились надежды значительной части населения на «обновление социализма». Однако не высшего руководства добиться реальных перемен в жизни людей к лучшему привела к формированию устойчиво негативного отношения населения к коммунистической идеологии, поиску смысла жизни в непривычных ценностях и прежде всего в стремлении больше заработать.