ответ:
жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры. оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной и конструкцией. в летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой—в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (деревянная решетка), сферического купола — «шанрак», радиально расположенных жердей (уык). размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,-15,-18 — канатные юрты существовали с xii в. до начала xix в. каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутых посередине. решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой — «жел коз». вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. двустворчатые двери часто покрывались резьбой. решетка каркаса юрты снаружи обкладывалась циновками из тростника — шымши. поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. от середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода- узуки. войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами — бсльдеу. свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
источник:
© e-history.kz
Абай призывал через воспитание и обучение избавить молодежь от пороков, хамства и грубости. Для этого поэт ратовал за открытие школ для казахских детей. В частности, он писал: «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специальность, других на другую. Надо создавать школы, надо, чтобы учились даже девушки».
В своих произведениях он желал народу стремиться к прогрессивному развитию, быть людьми благими и разумно мыслящими, справедливо поступающими. Считал обязательным отдавать себе отчет о прожитых днях. Абай негативно отзывался о невежественных муллах, не повести народ к знаниям, грамотности и культуре. Он призывал молодежь отказаться от пяти пороков: склоки, лжи, бахвальства, лени и бесцельного времяпрепровождения. В то же время считал, что надо стремиться получить пять благородных качеств: дерзание, труд, глубокие размышления, сознательное ограничение себя в чем-либо и доброта.
Мыслитель считал, что можно называться человеком только тогда, когда кто-либо из детей станет жаждать наук и знаний с искренней любовью. По мнению великого Абая, настоящим человеком можно стать, если сработают три фактора. Во-первых, если у ребенка будет хорошая наследственность, во-вторых, если будет хорошая социальная среда или окружение и, в-третьих, если будет целенаправленное воспитание.
В вопросе просвещения он показывал личный пример. Своих детей он устраивал в российские учебные заведения. Так, сына Абд-рахмана он отдал в Тюменское реальное училище, затем — в Михайловское артиллерийское училище.