Кривичей принято подразделять на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. Также кривичи упоминаются, как одно из славянских племён (Κρίβησκαν) на полуострове Пелопоннес, в греческой хронике «Хронике Мореи» XIV века[1] и в сочинении О.Н. Трубачёва[2].
Территория распространения древнебалтских гидронимов
В культуре полоцко-смоленских кривичей, изученной сравнительно лучше, наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы просматриваются также и в погребальном обряде.
Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен. Они занимали не только север Беларуси, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Кривичи сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Об этом ярко свидетельствуют данные археологии.
Название «кривичи» разными историками объясняется по-разному. По одной из версий название происходит от имени прародителя Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кривой (о человеке, холмистой местности). [3]
По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения. Первая связывает их прародину с карпатским регионом, вторая — с территорией северной Польши. При этом уточняется, что вначале кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов), двигаясь через Среднее Понеманье[4]), а позднее часть из них продвинулась на юг и заселила Смоленщину и восточную Белоруссию)[5].
В пользу первой гипотезы свидетельствуют летописи, указывающие на происхождение кривичей, в частности — полочан (наряду с древлянами, полянами (днепровскими) и дреговичами) от осевших на территории Белоруссии племён белых хорватов, сербов и хорутан, мигрировавших в верховья Днепра в VI—VII веках[6][7][8].
Вторая гипотеза основывается на работах современных отечественных лингвистов. В частности, сравнительный анализ Топорова В. Н., сделанный по результатам исследований Зализняком А. А. языка новгородских берестяных грамот и древнекривичского диалекта, проведённого Николаевым С. Л., показывает исходную принадлежность диалекта кривичей к северо-западной славянской диалектной группе, включающей
Военное движение началось в апреле 1398 года. Армия Пир-Мухаммеда (около 30 тыс. всадников) двинулась на Мултан через Сулеймановы горы и 6 месяцев осаждал его. Войска собственно Тамерлана начали двигаться через Термез к Самангану. Преодолев Гиндукуш в районе Баглана, войско Тамерлана миновало Андараб. Первыми жертвами похода стали кафиры-нуристанцы (сияхпуши). «Из голов неверных воздвигли башни», сообщает Шарафаддин Язди. В августе Тамерлан стоял в Кабуле, принимая послов. В сентябре Тамерлан пересек Инд, а 6 октября достиг места впадения реки Джелам в Чинаб. Затем в течение октября были форсированы реки Рави и Биях. Армии Тамерлана и его внука Пир-Мухаммеда вновь соединились, хотя последний потерял почти всех своих лошадей. В конце октября он достиг Сахивала (Пенджаб), а в середине ноября была захвачена Сирса, а в конце осени Кайтхал. В декабре был занят город Панипат, где обитали гебры и манихеи. Затем в окрестностях Дели Тамерлан встретил сопротивление Маллу-хана, который выставил 30-тысячное войско.
10 декабря 1398 года войско делийского полководца было разгромлено. Чтобы не отягощать себя пленными, по сообщению Язди, Тамерлан казнил 100 тыс. индусов. Спустя неделю делийские султаны выставили 50-тысячное войско, но и здесь их ждало поражение. После этого Тамерлан занял Дели. Однако на этом поход не закончился. 7 января 1399 года Тамерлан захватил город Мират, где засели гебры. Идя далее на восток, Тамерлан достиг вод реки Ганг, на берегах которой он преследовал и уничтожал гебров. В феврале Тамерлан пересекает реку Джамна.
Объяснение: