КУЛЬТУРА РУСИ X-НАЧАЛА XIII
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. За долго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу. Первая летопись составлена в конце 10 века. Известные летописи: Псковская, Патьевская, Лаврентьевская. Монах Нестор составил свод под названием «Повесть временных лет» , где излагалась история возникновения древнерусского государства. Распространенным жанром являлся жанр жития святых («Жития князей Бориса») . Самым известным произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» , где в поэтической форме звучит призыв к единению русских земель. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество и, прежде всего былины. Принятие христианства привело к строительству храмов. В Киеве построен Софийский собор. Дмитриевский и Успенский собор во Владимире. Внутри храма украшали фресками и мозаикой. Большое развитие получило ремесло. Ремесленники работали более чем по 60-и специальностям. Составной частью искусства было музыкальное творчество. Русская культура 10-13 вв. стала отражением процессов производящих в экологической и политической жизни страны.
Сначала был издан указ о выходе крестьян из общины. Покидая ее, любой крестьянин мог закрепить за собой определенный участок земли. Так, к началу 1916 года из общины вышли 2,5 миллиона человек.
Вторым направлением реформ Столыпина (плюсы и минусы у которых, безусловно, имелись) было переселение крестьян. Таким образом политик стремился снизить земельный голод и заселить Сибирь. Тем, кто переселялся, давали землю и льготы. Переезжать можно было всем, без ограничений. Правительство тратило огромные средства на переселение.
Первые плоды переселения выразились в приросте российского урожая пшеницы. Тех, кто не смог адаптироваться к проживанию в сибирских условиях, было немного – не более 12% крестьян, перебравшихся на Восток.