В Католической церкви существует семь таинств:
§крещение,
§брак
§миропомазание (конфирмация)
§евхаристия
§исповедь
§елеосвящение
§священство.
Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
§филиокве - догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
§догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
§учение о чистилище;
§учение об индульгенциях;
§широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;
§почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
§утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
§централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
§безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
§нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
Основным экономическим фактором был капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию «народовластия» , участия всего мужского населения Новгорода в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества.
Сначала Новгород наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. Князья на новгородском столе не задерживались. В XII - XIII вв. на престоле побывали десятки представителей суздальской, смоленской и черниговской княжеских ветвей. Князь выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей Новгородской земли. Он ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападений внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор (ряд) об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть Новгород.
В Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй, обилие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества.
Социальную структуру новгородского общества можно было представить следующим образом:
- Бояре (крупные землевладельцы)
- Житьи люди (средние землевладельцы и домовладельцы)
- Купцы (делились на сотни или по предметам торговли)
- Черные люди (ремесленники и наемные рабочие, свободные общинники - собственники земли, смерды)
- Холопы (слуги в боярских дворах и вотчинах)
Высшим органом власти было вече - народное собрание. Вече избирало князя. Функции князя были многообразны и со временем менялись. Вече отнюдь не было собранием всего мужского населения. На вече собирались владельцы городских усадеб в количестве не более 400-500 человек. Они составляли верхушку новгородского общества, были полновластными правителями Новгородской земли.
Новгородская феодальная республика была государством, где власть фактически принадлежала феодалам и купцам. Выборные власти этой республики осуществляли политику защиты интересов господствующего класса.